Программа Веселый оркестр

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе
МАДОУ д\с «Огонѐк» (Приказ о дополнительных услугах на
бесплатной основе № 54\3 от 01.09.2023г.; приказ о дополнительных
услугах на платной основе № 54\2 от 01.09.2023г.;)
Актуальность:
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача
педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной
педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной
музыкальной жизни.
Речь идѐт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих
говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой
формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо
известна роль становления слуха и формирования ритмических
способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого,
плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят
формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой
(слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник

говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в
дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит
развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной
деятельности, но и общение со сверстниками.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Пальчиковые игры.
2.Звучащие жесты.
3.Речевое
музицирование.
4.Музыкально –
дидактические игры.
5.Музыкально –
ритмические игры и
упражнения.
6.Игра в оркестре,
ансамбле.
Вид программы:
Модифицированная- основой для данной программы являются программы
«Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,
созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.
Направленность программы:
художественная
Адресат программы: Программа составлена для детей с уже имеющимися
первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных
инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я
начинаю уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить
способности детей, в начале учебного года я провела индивидуальную
диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях
каждого ребѐнка и проводить индивидуальную работу с детьми.

Срок и объем освоения программы:
1 год, 72педагогических часа, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 72педагогических часа.

Форма обучения:
очная

Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа
Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень
2 часа в неделю;
72 часа в год.

1. Пальчиковые игры.

12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)
12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)
12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)
12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)
12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)
12 часов
(теория 2 часа, практика 10
часов)

2.Звучащие жесты.
3.Речевое музицирование.
4.Музыкально – дидактические игры.
5.Музыкально – ритмические игры и
упражнения.
6.Игра в оркестре, ансамбле.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание
благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в
наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает
благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной
сфер личности ребѐнка. Игра на ДМИ позволяет ребѐнку в увлекательной и
игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества,
эстетических переживаний, даѐт ребѐнку новые знания об окружающем
мире.

Задачи: Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю
создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою
очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение
учебного года также решаю следующие задачи:
Обучающие:
1. Расширение кругозора детей через знакомство с муз. культурой и
музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приѐмами игры на детских муз инструментах.
3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и
простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и
других движений, а также в игре на различных детских музыкальных
инструментах.
4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство
ансамбля.
5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных
инструментах.
6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в
повседневной жизни.
Воспитательные:
1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его
эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
3. Воспитание творческой инициативы.
4. Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных
функций организма
6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит
понимать и любить музыку.

Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень

Стартовый уровень
названия музыкальных инструментов и правила их хранения
Знать
Уметь овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах
Владеть владеть навыками ансамблевого исполнения
1.3. Содержание программы
«Весѐлый оркестр»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Пальчиковые игры.
1.Ритмические игры.
2.Пальчиково –
речевой театр.

12
2 часа
часов

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

1.1

Звучащие жесты.
12
2 часа
1.Ритмические формы часов
сопровождения к
стихам и песням
(хлопки, шлепки по
коленям, притопы,
щелчки)
2.Самоаккомпанемент.

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

1.2

Речевое
12
2 часа
музицирование.
часов
1.Ритмическая
декламация стихов,
потешек,
прозаического текста.
2.Вокализация ритма.

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

1.3

Музыкально –
12
2 часа
дидактические игры. часов
1.Игры с игрушками.
2.Игры с картинками.
3.Игры с предметами.

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

1.4

Музыкально –
12
2 часа
ритмические игры и
часов
упражнения.
1.Стихи с движением.
2.Вокально –

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

двигательные
разминки.
3.Движение и
активное слушание.
1.5

Игра в оркестре,
12
2 часа
ансамбле.
часов
1.Ритм в музыкальных
произведениях.
2.Игра дуэтом, трио,
каноном и т.д.
3.Игра в оркестре, с
использованием
одинаковых и разных
музыкальных
инструментов.

10 часов

выступление на
утренниках и
развлечениях

Содержание учебного плана

Вид деятельности
1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

Сентябрь
Методические
рекомендации
Короткая по объему и
несложная по
содержанию потешка.
Текст проговаривается
взрослым
выразительно,
несколько
утрированной
интонацией с
жестовым
сопровождением. Дети
на этом этапе
сопровождают
жестами речь
взрослого, подговаривая
текст по желанию, в
основном в самые
любимые моменты.
Учимся ритмично
проговаривать ритм
своего имени. Затем
отхлопывает,

Репертуар
«Сорока – сорока» р.н.п.

Игры с именами

3.Речевое
музицирование

4.Музыкально –
ритмические игры и
упражнения.

5. Игра в оркестре,
ансамбле

1. Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование

отстукиваем,
отщѐлкиваем и т.д.
Прочитать
Хлопаем в такт
стихотворение в ритме
и сопровождать его
Сенокос»
ритмичными
движениями. Развитие
внимания, координации,
метроритмического
чувства.
Ддвигаться друг за
другом, никого не
обгоняя и не отставая
от других. Сигналом к
смене направления
движения - изменение
громкости звучащей
музыки.
Когда звучание музыки
прекратится, надо
остановиться и сесть
на корточки.
Дети двигаются друг за
другом, чередуя бег под
быструю музыку и
остановки. Скорость
бега регулируется
темпом музыки.
Хлопаем, затем играем
на палочках с
постепенным
ускорением темпа.
Октябрь
Развиваем мелкую
моторику. Подушечки
правой (левой) руки
прижать к столу.
Попеременно
постукивать ими по
поверхности стола
Разучить песню.
Использовать принцип
«Эхо», пропевая и
отхлопывая ритм слов.
Чувствовать и
воспроизводить в

Ходьба с остановками
Бег с остановками

Сиртаки М.Теодоракис

«Дождик»

«Слово на ладошках»
Е.Попляновой
«Помидоры» «Яблонька»

4.Музыкально –
дидактические игры и
упражнения.

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

^ Вид деятельности

1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование

4.Музыкально –

хлопках ритм стихов.
Методика проведения:
педагог и дети читают
стишок и
воспроизводят
хлопками ритм.

Т. Ермолова

Развивать у детей
представление о ритме.
Методика применения:
педагог исполняет
попевку, обращая
внимание на характер и
четкий ритм., при
повторном исполнении
предлагается
прохлопать ритм
руками, а затем
выложить брусочками
ритмический рисунок
песни.
Разучиваем песню.
Принцип игры и пения
«эхо» (повтор за
педагогом)
Ноябрь
Методические
рекомендации
Ритмично сгибать и
разгибать пальцы и
одновременно петь
мелодию со словами.

Ритмические кубики
Музыкальный материал:
песенки –попевки «Сорока»
, «Андрей-воробей».

«Весѐлый оркестр»
Т.Сафонова

Репертуар
«Сорока-сорока»
«Прятки» р.н.п.

Дети здороваются
Игра «Здравствуйте»
частями тела: ручками,
ножками, щѐчками,
зубками, губками и
носиком.
Читать текст в
Хлопаем в такт
ритме, сопровождая
движением. Развитие
«Ай, ду-ду» р.н.п.
ритмичности,
координации движений
и слова.
Педагог объясняет

Чередование бега и

ритмические игры и
упражнения.

детям, что нужно
внимательно слушать
музыку и двигаться
так, как она
подсказывает. Когда
музыка смолкнет, надо
остановиться,
выслушать команду.
Педагог меняет
команды («Замереть»,
«Изобразить зверя
морского» и т.п.),
заставляя детей внимательно слушать и
понимать их смысл.

остановок

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

Повторяем и
отрабатываем
телесное ощущение
ритма.
Декабрь
Методические
рекомендации
Повторение игр.
Изменить задание.
Выполнять
упражнения,
проговаривая текст
шѐпотом и без текста.
Прислушиваясь к
музыке, играть громко
и тихо, без показа
взрослого.
Читать текст в
ритме, сопровождая
движением. Развитие
ритмичности,
координации движений
и слова.

Сиртаки М.Теодоракиса

^ Вид деятельности

1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование

4.Музыкально –
дидактические игры и
упражнения.

«Весѐлый оркестр»
Т.Сафоновой
Репертуар
«Дождик» «Прятки»

«Тихие и громкие ладошки»

«Сенокос» «Волк»

Ребенок смотрит на
Игра «Сыграй-ка»
ритмическую
карточку и хлопками,
на металлофоне или
шумовых инструментах
воспроизводит
ритмический рисунок.

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

^ Вид деятельности

1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование
4.Музыкально –
ритмические игры и
упражнения.

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

^ Вид деятельности

1. Пальчиковые игры.

Знакомимся с
произведением.
Пытаемся ритмически
передать игру всех
героев.
Январь
Методические
рекомендации
Повторение игр.
Выполнение
упражнений по одному,
по двое и по трое.
Игра –команда.
Использование приѐмов,
развивающих внимание,
реакцию.
Повторять
упражнения
самостоятельно без
показа взрослого.
Совершенствование
чувства метроритма у
детей.
Педагог говорит о том,
что сегодня дети
выступят в роли
кукольных
барабанщиков. А в роли
барабанных палочек
выступят их
собственные
указательные пальцы,
которые будут
отбивать ритм
каждого куплета.

«Песня друзей из м/мА
«Бременские музыканты»
Г.Гладкова

Используем любые
шумовые и ударные
инструменты, для
отстукивание ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

Репертуар
«Прятки» «Очки»

«Прыг, скок по ладошке»

«Ай, ду-ду» «Ты - мороз»
«Палочки весѐлые»
Мелодия русской народной
песни «Куры, гуси да
индюшки», ритмически
адаптированная к данному
тексту. Слова попевки –
М.А. Давыдовой.

«Песня друзей» Г.Гладкова

Февраль
Методические
Репертуар
рекомендации
Образовать два кружка «Очки» «Сорока – сорока»
из больших и

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование
4.Музыкально –
дидактические игры и
упражнения.

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

^ Вид деятельности

1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование

4.Музыкально –
ритмические игры и
упражнения.

указательных пальцев
рук, соединив их.
Оставшиеся 3 пальца
выпрямлены, но не
напряжены.
Игра – приветствие.
Ребѐнок говорит своѐ
имя, дети повторяют
его, сопровождая речь
хлопками.
Развивать внимание,
чувство ритма,
координацию.
Развивать чувство
ритма, дикцию детей,
умение делить слова на
слоги и выкладывать
его с помощью
картинок.
Координировать слова
с действиями.
Пропеваем слова «про
себя», а музицируем
громко.

«Моѐ имя»

«Как на горке снег!»
«Сложи словечко»

Сиртаки М.Теодоракиса
«Весѐлый оркестр»
Т.Сафоновой

Март
Методические
Репертуар
рекомендации
Соединить все
«Дождик» «Кисточка»
подушечки пальцев рук и
движениями пальцев и
запястья, раскачивать
кисть справа на лево и
наоборот. Вправопальцы разгибать, влево
– мягко соединять
подушечки пальцев.
Импровизационное
1 часть Полька
отхлопывание ритма
М.Глинки
польки.
Развивать внимание,
«Тили – бом»
чувство ритма,
координацию.
Знакомство с новыми
движениям рук –
«фонариками» в

«Цынцы – брынцы –
бубенцы»

5.Игра в оркестре,
ансамбле.
^ Вид деятельности

1.Пальчиковые игры.
2.Звучащие жесты

3.Речевое
музицирование

4.Музыкально –
дидактические игры и
упражнения.

5. Игра в оркестре,
ансамбле.

сочетании с легкими
подскоками.

Русская народная песня
«Куры, гуси да индюшки».
Слова попевки – М.А.
Давыдовой.

Отрабатывает игру с
паузами.
Апрель
Методические
рекомендации
Повторить игры,
выполнив их по показу
ребѐнка.
Стихотворные фразы
отстукиваются
кулачками, ладошками,
шлепками и т.д.
Развивать
ритмичность,
координацию, умение
воспроизводить ритм
стиха в звучащих
жестах и на
деревянных палочках.

«Весѐлые палочки»
И.Туманян

Ребенок произносит
свое имя или другое
слово по слогам и
выкладывает
соответственное
количество карточек
или кубиков.

Ритмические кубики

Мини концерт. Педагог
предварительно даѐт
всем задание.

«Песенка друзей»
Г.Гладков

Репертуар
«Прятки» «Кисточка»
«Молоточки» М.Андреевой

«Ай, ду – ду» «Тили бом»

«Сложи словечко»

«Весѐлые палочки»
Вид деятельности
1.Пальчиковые игры.

2.Звучащие жесты

Май
Методические
рекомендации
Ладонь руки вверх,
сложить пальцы
лодочкой.
Плавно двигать кисть
руки влево, вправо.
Тактирование слов

Репертуар
«Качаем лодочку»

Прыг - скок

«звучащими жестами»
Развивать умение
воспроизводить ритм
стиха в звучащих
жестах и на
деревянных палочках.

3.Речевое
музицирование

«Волк» «Тук – тук»

4.Музыкально –
ритмические игры и
упражнения.

Движения выполняются «Мама отдыхает»
в соответствии со
звучанием каждой
части музыкальной
пьесы: на тихую музыку
- движения на носках,
на громкую - движения
на пятках. Игра
сопровождается
пением.

5.Игра в оркестре,
ансамбле.

Учимся правильно
держать и извлекать
звук из бубна.

«Звонкие бубны»
И.Туманян

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

72
2 раза в неделю
с 04.09.2023 по 31.05.2024 г.
-

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Музыкальный зал
Музыкальные инструменты

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:





Конкурс
Фестиваль
Слѐт
Творческая работа

2.4. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Игровой
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Игра
 Концерт
 Презентация
 Мастер-класс
 Спектакль
 Мини-фестиваль
Педагогические технологии:
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Инструкции

2.5. Список литературы

1.
2.
3.
4.

Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.М.:

Советский композитор, 1976
5.
6.
7.
8.
9.

Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального
воспитания в

детском саду.- М., 1983
10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм».

Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском

саду.
Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений»Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»
12. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном

воспитании дошкольников.- М., 1986
13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах.- М., 1990
14. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.:

Советский композитор, 1973
15. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
16. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
17. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное
воспитание дошкольников.- М., 1994
18. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
21. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. 1993.- № 9
22. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год

23. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа
Родничок 2001 год.
24. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.
Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. —
М., 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».