Программа Развивайка

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе
МАДОУ д\с «Огонѐк» (Приказ о дополнительных услугах на
бесплатной основе № 54\3 от 01.09.2023г.; приказ о дополнительных
услугах на платной основе № 54\2 от 01.09.2023г.;)
Актуальность:
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог
успешного обучения выпускника детского сада в школе. По мнению Л.А.
Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно
недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не
только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и
отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это
принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если
обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех
способностей в области восприятия, образного мышления, воображения,
которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их
разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный
период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития
способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих
навыков является навык логического мышления, способность «действовать в
уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее
будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат
времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет
или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями,
ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в
нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет

легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение. В данной программе показано как через
специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей
самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей
действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных
процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их
успешного развития и обучения является системность, т.е. система
специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и
усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми
действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть
очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого
обучающего и развивающего результата.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Анализ – синтез.
2. Сравнение.
3. Ограничение.
4. Обобщение.
5. Систематизация.
6. Классификация.
7. Умозаключения.
Вид программы:
Модифицированная
Направленность программы:
Естественно-научная
Адресат программы: Программа обеспечивает развитие логического
мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе. Условия реализации программы –
естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Срок и объем освоения программы:
1 год, 36 педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часов.

Форма обучения:
очная
Особенности организации образовательной деятельности:
Одновозрастная группа
Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень
1 час в неделю;
36 часов в год.

1. Анализ – синтез.

5 часов
(теория 1 часа, практика 4
часа)
5часов
(теория 1 часа, практика 4
часа)
5 часов
(теория 1 часа, практика 4
часов)
5 часов
(теория 1 часа, практика 4
часов)
5 часов
(теория 1 часа, практика 4
часов)
5 часов
(теория 1 часа, практика 4
часов)
6 часов
(теория 2 часа, практика 4
часов)

2. Сравнение.

3. Ограничение.

4. Обобщение.

5. Систематизация.

6. Классификация.

7. Умозаключения.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для максимального развития дошкольников к
подготовке обучения в школе приемами логического мышления, через
систему занятий познавательной направленности кружка «Развивайка»
Задачи: Основной задачей считаю создание положительного
эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет

успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также
решаю следующие задачи:
Обучающие:
1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу,
сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению,
обобщению, умозаключениям
2. учить детей ориентироваться в пространстве

Воспитательные:
1. воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в
себе, желания прийти на помощь сверстнику

Развивающие:
1. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать,
доказывать

Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
принципы построения закономерностей, свойства чисел,
Знать
предметов, явлений, слов;
рассуждать, отстаивать своѐ мнение, способность логично и
Уметь
обстоятельно выдвигать свои идеи,
собственной познавательной деятельностью и объективно
Владеть
оценивать ее результаты.
1.3. Содержание программы
«Развивайка»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№

Название раздела,

Количество часов

Таблица 1.3.1
Формы

п/п

темы

Всего Теория Практика аттестации/контроля

1

Анализ – синтез.
5
1 час
Цель – учить детей часов
делить целое на
части, устанавливать
между ними связь;
учить мысленно
соединять в единое
целое части
предмета. Игры и
упражнения:
нахождение
логической пары
(кошка – котенок,
собака – ? (щенок)).
Дополнение
картинки (подбери
заплатку, дорисуй
карман к платью).
Поиск
противоположностей
(легкий – тяжелый,
холодный –
горячий). Работа с
пазлами различной
сложности.
Выкладывание
картинок из счетных
палочек и
геометрических
фигур.

4 часа

Выставка

2

Сравнение. Цель –
5
1 час
учить мысленно
часов
устанавливать
сходства и различия
предметов по
существенным
признакам;
развивать внимание,
восприятие детей.
Совершенствовать
ориентировку в
пространстве. Игры
и упражнения:

4 часа

Выставка

закрепление
понятий: большой –
маленький, длинный
– короткий,
низкий – высокий,
узкий – широкий,
выше – ниже,
дальше – ближе и
т.д. Оперирование
понятиями «такой
же», «самый». Поиск
сходства и различий
на 2-х похожих
картинках.
3

Ограничение. Цель – 5
1 час
учить выделять один часов
или несколько
предметов из группы
по определенным
признакам.
Развивать
наблюдательность
детей. Игры и
упражнения:
«обведи одной
линией только
красные флажки»,
«найди все
некруглые
предметы» и т.п.
Исключение
четвертого лишнего.

4 часа

Выставка

4

Обобщение. Цель –
учить мысленно
объединять
предметы в группу
по их свойствам.
Способствовать
обогащению
словарного запаса,
расширять бытовые
знания детей. Игры
и упражнения на
оперирование
обобщающими

4 часа

Выставка

5
1 час
часов

понятиями: мебель,
посуда, транспорт,
овощи, фрукты и т.п.
5

Систематизация.
5
1 час
Цель – учить
часов
выявлять
закономерности;
расширять
словарный запас
детей; учить
рассказывать по
картинке,
пересказывать. Игры
и упражнения:
магические квадраты
(подобрать
недостающую
деталь, картинку).
Составление
рассказа по серии
картинок,
выстраивание
картинок в
логической
последовательности.

4 часа

Выставка

6

Классификация.
Цель – учить
распределять
предметы по
группам по их
существенным
признакам.
Закрепление
обобщающих
понятий, свободное
оперирование ими.

5
1 час
часов

4 часа

Выставка

7

Умозаключения.
Цель – учить при
помощи суждений
делать заключение.
Способствовать
расширению
бытовых знаний
детей. Развивать

6
2 часа
часов

4 часа

Выставка

воображение. Игры
и упражнения: поиск
положительного и
отрицательного в
явлениях (например,
когда идет дождь, он
питает растения –
это хорошо, но
плохо то, что под
дождем человек
может промокнуть,
простудиться и
заболеть). Оценка
верности тех или
иных суждений
(«ветер дует, потому
что деревья
качаются». Верно?).
Решение логических
задач.

Содержание учебного плана
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ№1
1. «Сравни картинки» - найти и назвать отличия.
2. «Назови одним словом» - называть предметы в каждой группе одним
общим понятием.
3. «Кто лишний»- рассмотреть изображения четырѐх детей, найти одного,
отличающегося от остальных. Подробно объяснить свой выбор.
ЗАНЯТИЕ№2
1. «Что лишнее»- найти в каждой группе предмет, который не подходит к
остальным. Назвать остальные предметы общим понятием.
2. «Подбери одинаковые фигуры»- сравнивать предметы.
3. «Найди, что задано» - найти на рисунке: только фрукты; только предметы
похожие на квадрат; те, что сделаны из бумаги; только музыкальные
инструменты, только насекомых, только птиц, только животных жарких
стран.
ЗАНЯТИЕ№3
1. «Лови шпиона»- найти лишнее понятие в каждой группе. Объясни своѐ
мнение.

2. «Закончи предложение»-закончить предложение одним из слов, данных в
скобках и подходящим по смыслу. Повторить фразу целиком.
3. «Сравни предметы между собой»- найти сходства и отличия.
ЗАНЯТИЕ№4
1. «Лишние картинки»- называть несколько вариантов «лишних» картинок,
объяснить свой выбор.
2. «Отрицание» - решать задачи с отрицанием.
3. «Составь пары»- соединять попарно подходящие друг другу предметы.
Объяснить свои действия.
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ№1.
1.»Найди общий признак»- какой признак объединяет предметы каждой
группы.
2. «Назови одним словом»- подобрать обобщающее понятие для каждой
группы слов. Объяснить свой выбор.
3. «Составь пару»- к каждому предмету, изображѐнному в верхнем ряду,
подобрать подходящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с
каждой парой слов.
ЗАНЯТИЕ№2
1. «Подбери слово»-к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с
учѐтом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов.
2. «Назови лишнее»-выбрать с учѐтом данного признака из трѐх предметов
один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
3. «Волшебники»- рассказать, во что превратятся следующие предметы.
ЗАНЯТИЕ№3.
1. «Свойства»-проанализировать свойства изображѐнных предметов.
Рассказать о том общем, что их объединяет.
2. «Продолжи предложение»- закончить предложение, используя союз
ЧТОБЫ. К началу фразы подобрать по 2-3 возможных варианта еѐ
продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
3. «Отгадай загадку»- отгадывать загадки, находить предмет-отгадку.
ЗАНЯТИЕ№4.
1. «Продолжи ряд слов»- продолжать ряд слов, относящихся к одному
обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие.
2. «Подумай и ответь»- внимательно послушать и с помощью вопросов
проанализировать рассказ.
3. «Сделай выбор»- из группы предметов выбрать один, который по какомулибо признаку от всех остальных. Объяснить выбор.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИ№1.
1. « Четыре сезона»- соединить попарно картинки с изображением
одинакового времени года. Рассказать о признаках различных сезонов.

2. «Закончи предложение»- закончить предложение, объяснив названное
событие. Использовать конструкцию сложноподчинѐнного предложения с
союзом ПОТОМУ ЧТО.
3. «Доставь письмо»-рассмотреть планы. По очереди используя их,
рассказать, каким путѐм, мимо каких объектов и какому ребѐнку почтальон
принесѐт письмо.
ЗАНЯТИЕ№2.
1. «Что лишнее и почему»-найти логическую связь между тремя предметами.
Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком.
Объяснить ход рассуждений.
2. «Закрой окошко»- выбрать какой из шести рисунков подходит вместо
знака вопроса.
3. «Подбери слово»- подбирать слова с противоположным значением.
Составить с союзом А предложение, в котором будут оба антонима.
ЗАНЯТИЕ№3.
1. «Найди главное слово»- выбрать из ряда слов, отражающих некоторые
детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие
не существует, объяснить выбор.
2. «Нелепицы»-проанализировать ситуацию, изображѐнную на рисунке.
Подробно объяснить- в чѐм состоит еѐ нелепость, неправдоподобность.
3. «Найди разницу»- в ряду похожих геометрических композиций выбрать
одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей.
Объяснить выбор.
ЗАНЯТИЕ№4
1. «Подбери заплатку к коврику» - какие заплатки подходят и почему.
2. «Найди ошибку»- найти и подробно объяснить, в чѐм ошибочность
предложенного высказывания.
3. «Хорошо – плохо»- найти и подробно описать положительные и
отрицательные стороны данных явлений, событий.
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ№1.
1. «Назови следующее слово»- не нарушая закономерности, называть
следующее слово.
2. «Логические цепочки»- найти логическую связь между рисунками,
расположенными в одном ряду. Нарисовать недостающий элемент
логической цепочки. Подробно объяснить свои действия.
3. «Трудные вопросы» - прослушать рассказ и ответить на вопросы.
ЗАНЯТИЕ№ 2.
1. « Расставь по порядку»-определять порядок рисования рисунков.
2. «Заполни картинку»- находить каждой фигурке своѐ место в пустом
окошке.
3. «найди ошибку»- найти и подробно объяснить ошибку в предложенном
сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения,
самостоятельно составить два правильных суждения.
ЗАНЯТИЕ№3.

1 .«Опиши разницу»- найти и подробно описать различные черты двух
сходных предметов (объектов).
2. «Подбери фигуры»- выбрать только те фигуры, что есть в прямоугольнике.
3. «Продолжи предложение»- на основании двух суждений сделать
самостоятельное умозаключение.
ЗАНЯТИЕ№ 4.
1. «Сравни предметы»- найти и подробно описать сходные черты двух
различных предметов (объектов).
2. «Назови номер»- называть номер выпавших фигур.
3. «Пословицы»- объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в
предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных
ситуаций, в которых уместно такое высказывание.
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ№1.
1. «Подбери вторую половину»- подбери вторую половинку так, чтобы
получился квадрат.
2. «Чего не хватает»- подбирать недостающий фрагмент к картинки.
3. «Рассказики»- объединить три далѐкие по смыслу понятия в небольшом
рассказе.
ЗАНЯТИЕ№2.
1. « Собери целое»-какие фигуры надо соединить, чтобы получился прямоугк; какие фрагменты, надо соединить, чтобы получились квадраты и по
горизонтали стояли одинаковые фигуры.
2. «Планы»- найти и описать свой путь.
3. «Подбери ключ и чья тень»-пространственное мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
1. «Назови предмет»-какой предмет составлен из нарисованных фигур.
2. «Расставь слова по росту»- какое слово короче, какое длиннее;
формировать способность отделять форму понятия от его содержания.
3. «Волшебный напиток из ягод»- классификация.
ЗАНЯТИЕ№4
1. «О чѐм рассказали пословицы»- выбрать верный вариант значения
пословицы.
2. «Подбери нужную картинку»-находить закономерности, объяснить выбор.
3. «Дорисуй строчку до конца»-найти закономерности и дорисуй строчку.
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ№1.
1. «Найди ошибки в составлении бус»-закономерности.
2. « Что в начале, что потом»-закономерная последовательность.
3. « Что было раньше»-умозаключения по рисунку.
ЗАНЯТИЕ№2.
1. «Подбери пару»- умозаключения по аналогии.
2. «Закончи предложение»- заканчивать по смыслу.
3. «Чего больше»- решать смысловые задачки.

ЗАНЯТИЕ№3.
1. « Найди одинаковые слова»- объяснять смысловую разницу.
2. «Логические цепочки»- продолжать закономерности.
3. « Что будет вместо знака вопроса?»- смысловые соотнесения.
ЗАНЯТИЕ№4.
1. «Вопросы»- отвечать на вопросы по смыслу.
2. « Антонимы»- заканчивать предложение.
3. «Исправь ошибку»- произносить пословицы правильно.
МАРТ
ЗАНЯТИЕ№1
1. «Хорошо-плохо»- называть положительные и отрицательные моменты.
2. «Чего не хватает»- посмотреть на картинки и сказать, каких деталей в
каждом предмете недостаѐт.
3. « Весѐлые задачки»- решать логические задачки.
ЗАНЯТИЕ№2
1. «Составь предложение»-составлять из данных слов предложение.
2. «Задачи на сравнение»- решать логические задачи.
3. « Составь картинку из геометрических фигур»- пространственное
мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
1. « Найди дорожку»- пространственное мышление.
2. « Рассуждалки»- учить рассуждать.
3. «Нелепицы»- полно и связно объяснять в чѐм нелепость ситуации.
ЗАНЯТИЕ№4
1. «Подумай и ответь»-внимательно слушать и с помощью вопросов
проанализировать сказку.
2. «Начало-середина-конец»- определив начало события, его середину и
конец, мысленно добавить к изображѐнным предметам любые действующие
лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
3. « Для чего нужен»- назвать как можно больше функций одного предмета.
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ№1.
1. « Детективы»- определять, кто оставил этот след.
2. «Весѐлые задачки»- решать логические юмористические задачки.
3. «Расположи предметы разными способами»- закономерности.
ЗАНЯТИЕ№2
1. «Чудесное домино»- выбирать основания для обобщения.
2. «Что лишнее в каждом ряду фигур»- закономерности.
3. « Помоги составить рассказ»- вставляя вместо картинок слова,составить
рассказ и ответить на вопрос.
ЗАНЯТИЕ№3
1. «Почему обиделся Миша»- объяснять, что дети делали правильно, а что
нет.

2. « Помоги героям помириться»- найти дорожку, соединяющую сказочных
героев, помоги им помириться.
3. « Ребусы»- учить решать ребусы.
ЗАНЯТИЕ№4
1. « Решение ребусов»- закреплять умение решать ребусы.
2. « Как слова дружили»- чем похожи между собой слова в каждой из
строчек. Что их объединяет?
3. « Найди подходящее слово»- выбирать слова с соответствующим
признаком.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ№1.
1. «Приведи всѐ в порядок»- подбирать слова для определѐнных групп
предметов, объединѐнных общим признаком.
2. « Разгадай секретный шифр»- решение ребусов.
3. « Логические задачи»-решать разные виды логических задач.
ЗАНЯТИЕ№ 2
1. « Лабиринт»- помочь геометрическим фигурам попасть домой.
2. «Калейдоскоп»-понаблюдай и раскрась.
3. « Что будет, если…»-речь, фантазия, логическое мышления.
ЗАНЯТИЕ№3
1 «Хорошо-плохо» -моделирование с помощью цвета.
2. «Логические задачи»-решать и придумывать.
3. « Путаница»- находить лишние, не относящиеся к сюжету,
предметы.
ЗАНЯТИЕ№ 4
1. «ДИАГНОСТИКА».

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

36
1 раза в неделю
с 04.09.2023 по 31.05.2024 г.
-

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Игровая, рабочие тетради и карандаши

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:




Конкурс
Творческая работ
Выставка

2.4. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Игровой
 Проектный
 Объяснительно-иллюстративный
 Частично-поисковый
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Выставка

Педагогические технологии:








Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Инструкции

2.5. Список литературы
 Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
 Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение,
1997 г.
 Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для
дошкольников».
 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька»
 Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
 З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника»
М.: Просвещение 1989 г.
 Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических
представлений» 2005г.
 В.П.Новикова «Математические игры в детском саду»;
 О.А.Новиковская «Математика в играх и картинках»;
 В.Бачурина «Развивающие игры для дошкольников»;
 Ю.А.Вакуленко «Математика считалочка-выручалочка.
Занимательный материал для занятий с детьми 5-7 лет»;
 Л.В.Воронина, Н.Д.Суворова «Знакомим дошкольников с
математикой»;
 Р.А.Жукова «Математика. Занимательные материалы. Средняя
группа»;
 В.Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»;
 Л.Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».