Старт

Л.В. Яковлева
Р.А. Юдина

Физическое
развитие
и здоровье
детей 3–7 лет
Пособие
для педагогов
дошкольных
учреждений

В трех частях
Часть 1
Программа «Старт»
Методические рекомендации

Москва

2003

ББК 57.31
Я47

Я47

Яковлева Л.В., Юдина Р.А.
Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1: Программа
«Старт». Методические рекомендации. — 320 с.
ISBN 5-691-00869-2.
ISBN 5-691-00870-6(I).
В пособии раскрываются основное содержание и методика работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста; даются конспекты занятий для всех возрастных групп дошкольного учреждения. Пособие состоит из трех частей.
Часть 1. Представлены программа и методические рекомендации по физическому воспитанию детей 3—7 лет.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
ББК 57.31

ISBN 5-691-00869-2
ISBN 5-691-00870-6(I)

© Яковлева Л.В., Юдина Р.А., 2003
© Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2003
© Серийное оформление обложки.
Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2003

Условные обозначения и сокращения

ф/п
ф/в
и
в
ф
и/п
п/п
и/у
п/и
м/п
И.п.
Ору
к/у
э
с
а/л
п
э/с

— физкультура в помещении
— физкультура на воздухе
— инструктор физкультуры
— воспитатель
— фронтальный способ организации
— индивидуально-подгрупповой способ
организации
— поточно-подгрупповой способ организации
— игровое упражнение
— подвижная игра
— малоподвижная игра
— исходное положение
— общеразвивающие упражнения
— комплекс упражнений
— эстафета
— соревнования
— активизация ловкости
— прогулка
— эстафета-соревнование

3

ПРОГРАММА «СТАРТ»
Программа направлена на всестороннее развитие личности в
процессе индивидуального физического воспитания ребенка на
основе его психофизиологических особенностей и природных
двигательных задатков.
Задача данной программы — научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя
выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта.
На основе данных медико-психологической диагностики в
программе впервые систематизированы средства и методы, направленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и
психологическое равновесие.
С целью обеспечения взаимосвязи физического, психологического и интеллектуального развития разработаны и предлагаются разные типы физкультурных занятий для всех возрастных групп.
Творческая двигательная программа с элементами спортивной и художественной гимнастики, цирковой акробатики основана на наблюдениях за самостоятельной деятельностью
детей.
С целью обеспечения безопасности каждого ребенка во время выполнения движений педагог должен до начала занятий
проверить качественное состояние и устойчивость спортивного
оборудования, его крепление и расположение на спортивной
площадке зала или участка.
На каждом физкультурном занятии обязательно присутствие и участие двух педагогов — воспитателя и инструктора
физкультуры.
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в
самостоятельном совершенствовании своих результатов. Под4

держивая детей в их личных поисках, предлагая и помогая постепенно осваивать новые движения и виды спорта, проводя занятия на высоком эмоциональном уровне, инструктор по физическому воспитанию способствует максимальному развитию
каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными
возможностями. Поэтому хотя двигательная деятельность и распределена по возрастным периодам, вся двигательная программа закладывается уже начиная со второй младшей группы (для
детей 3-летнего возраста).
С целью развития творческих способностей детей особое внимание в программе уделено организации развивающей среды,
развивающим играм с обычными (бытовыми) предметами.
Особенно важное значение имеет среда, в которой ребенок
находится в дошкольном учреждении и дома. Необходимо, чтобы родители, инструктор по физическому воспитанию и воспитатель были единомышленниками в решении поставленных
задач, а работа коллектива всего дошкольного учреждения создавала наилучшие условия для их реализации.
Программа основана на утверждении русского педагога Петра Францевича Лесгафта: «Физические упражнения должны
быть непременно ежедневными, в полном соответствии с умственными знаниями, потому что вся однообразная деятельность утомляет человека и убивает в нем всякую самостоятельность. Вся тайна в том и состоит, чтобы дать ребенку самому
развертываться, все делать самому»1.
Обучение детей тесно связано с их физическим и психологическим состоянием. Поэтому развитие творческих способностей в процессе двигательной деятельности поможет ребенку
найти себя в тех движениях, которые ему нравятся. Занятия
любимыми физическими упражнениями или спортом будут способствовать выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности в течение
всей жизни, что послужит средством оздоровления и закаливания ребенка.
Большое внимание в Программе уделено положительной
эмоциональной окрашенности физической деятельности. С этой
целью предлагается достаточно широкий спектр работы, прежде всего самые разнообразные как по форме, так и по содержанию занятия. Особенно широко используются сюжетные игры
и подражательные движения. В отдельные разделы выделены
1 Лесгафт Л.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
С. 170 — 172.

5

«Школа мяча» и «Школа скакалки». Предусмотрено использование физкультурных снарядов и оборудования, часто в нетрадиционном аспекте.
Отдельное место в Программе занимают праздники, турниры,
соревнования, на которых применяются такие необычные для
физического воспитания в дошкольном учреждении формы, как
цирковые концертные номера, несущие не только физическую,
но и смысловую нагрузку. Для более глубокого раскрытия образа предлагается использовать классическую, современную, оркестровую, инструментальную, вокальную и другую музыку.
Главной целью Программы является совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.
Программа представляет собой стройную гибкую систему,
которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость; познакомить
с максимальным количеством видов спорта, помочь найти для
себя тот из них, который в наибольшей степени соответствует
его темпераменту и физическим способностям.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. На основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка.
2. Выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду
спорта.
3. Сформировать у ребенка устойчивые навыки самоанализа
результатов постановки последующей цели и достижения ее
путем физической и духовной работы.
4. Через игровые формы обучения и создание развивающей
среды осуществлять выполнение программ минимума и максимума.
5. Выработать устойчивые навыки владения своим телом с
целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни.
6. Сформировать у ребенка представления о здоровом образе
жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта
станет неотъемлемой частью последней.
6

Эти задачи решаются на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребенка с обязательным привлечением специалистов-медиков (педиатр, ортопед и др.), психолога, родителей.
Принимая во внимание необходимость серьезной индивидуальной работы с детьми, распределение учебного материала по
возрастам следует считать условным.

Обследование детей
Цель: помочь каждому ребенку найти себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей. Реализуется посредством развития
двигательно-игровой потребности с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей и уровня физических качеств, в результате чего осуществляются самооздоровление и закаливание детского организма
Диагностика
состояния здоровья

Педиатр обследует состояние
здоровья каждого
ребенка и дает
рекомендации
инструктору по
физвоспитанию
и воспитателю по
осуществлению
индивидуального
подхода к детям
в двигательно-игровой деятельности и физических нагрузках
в зависимости от
состояния здоровья каждого

Ортопед обследует состояние
опорно-двигательного аппарата и дает ему рекомендации по
коррекции в отношении каждого
ребенка. Затем
проводит консультации с воспитателями
и родителями

двигательных навыков (проводит
инструктор по физическому
воспитанию и воспитатель)
Психологические
качества: смелость, смекалка,
находчивость,
ориентировка
в пространстве,
быстрота мышления, быстрота
реакции, моторная память, наглядно-образное
мышление и память. Моральноволевые качества,
логичность
мышления и др.

Физические качества: чувство
равновесия, ловкость, мышечная
сила, скорость, выносливость, прыгучесть, хороший
глазомер, развитый
вестибулярный аппарат, гибкость,
пластичность, развитая координация
движений

Психолог-педагог путем тестирования
детей и анкетирования родителей выявляет уровень психических особенностей каждого ребенка и дает соответствующие рекомендации по индивидуальному подходу в процессе физического воспитания

7

ФОРМЫ РАБОТЫ
Физкультурное
занятие — на воздухе 2 раза в неделю,
в помещении 1 раз
в неделю. Продолжительность — 40—
60 мин. Проводят
инструктор с воспитателем. Конспекты
занятий составлены
по разным игровым
видам
Оздоровительнопрофилактическая
гимнастика —
в спортивном зале
3 раза в неделю по
30 мин. Проводят
инструктор и воспитатель. Разработана
в соответствии с рекомендациями педиатра, ортопеда
и психолога
Индивидуальнопрофилактическая
работа по развитию движений вне
занятий — в спортивном зале 2 раза
в неделю. Продолжительность — 30 мин.
Проводят инструктор
и воспитатель. Эта
форма работы обеспечивает каждому
ребенку широкие
возможности для
познания своих способностей
Прогулки — ежедневно, с гибким
двигательным режимом для каждой
группы
Система закаливающих мероприятий — с преобладанием воздушных
ванн в любое время
года

8

Вся система по двигательно-игровой
программе реализуется в разных формах работы по физическому воспитанию.
С учетом условий дошкольного учреждения все формы работы по физическому
воспитанию детей
объединяет физкультурно-оздоровительное направление

Спортивные мероприятия — 1 раз
в квартал. Помогают
каждому ребенку познавать свои возможности и способности
к разным видам
спорта
Работа с родителями — для осуществления преемственности
между детским садом
и семьей по физическому воспитанию. Все
спортивные мероприятия — спартакиады,
праздники, турниры,
гимнастические вечера и др. проводятся
совместно с родителями при активном их
участии в играх, эстафеах, соревнованиях
и др.
Наглядная пропаганда по физическому
воспитанию — ознакомление родителей
с результатами обследования, рекомендации, выставки, обучение оздоровительному массажу и гимнастике для детей, открытые занятия

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3—7 ЛЕТ
Основные движения: ходьба, бег,
прыжки, упражнения
на равновесие, метание, ползание, лазанье
Упражнения на
спортивных снарядах: гимнастической
стенке, турнике, канате-шесте, кольцах,
веревочной лесенке,
шинах, школьном козле, гимнастической
скамейке, буме, батутах, возвышенной и
наклонной досках, рукоходе, щите для лазанья, горизонтальной и наклонной лесенках и др.
Зимние спортивные
упражнения: катание на санках с ледяных горок и на дорожках, ходьба на лыжах
скоростная, на выносливость, с элементами горнолыжного
спорта и др.
Летние спортивные
упражнения: катание на самокате, велосипеде
Коррегирующие упражнения (по рекомендации педиатра,
ортопеда или психолога): дыхательная
гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и
тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения
в ползании, ходьбе,
прыжках и беге, релаксация и точечный
массаж

Акробатические
упражнения, перекаты, группировки и
кувырки: на развитие
гибкости, подвижности
суставов, пластичности
и умения владеть
своим телом

От программыминимум к
программемаксимум в
соответствии с
индивидуальными особенностям
и природными
способностями
каждого ребенка
независимо от
его возраста.
Ознакомление
детей с двигательно-игровой
программой
начинается
с 3-летнего
возраста

Развивающие игры с
физкультурными
пособиями: кеглями,
мячами, шарами,
скакалками, обручами,
летающими тарелками,
палками, битами,
мешочками и др.
Подвижные и малоподвижные игры,
хороводы без использования предметов
Игровые упражнения
и игры с элементами
спорта: волейбол,
баскетбол, хоккей,
футбол, бадминтон,
большой теннис,
городки
Спортивные упражнения для талантливых
детей: с элементами
спортивной и художественной гимнастики,
спортивной и цирковой
ной акробатики

9

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАЙТИ СЕБЯ В ДВИЖЕНИИ

Сегодня существует немало дошкольных учреждений разного типа и различной специализации, которые работают по
новым программам, направленным на развитие интеллектуальных, художественных и других способностей детей, но, к
сожалению, в них не уделяется должного внимания физическому воспитанию, не продумана взаимосвязь обучения ребенка с его физическим и психическим состоянием. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что
многие дети испытывают двигательный дефицит, который
приводит к выраженным функциональным нарушениям в
организме: снижение силы и работоспособности скелетной
мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Длительное
пребывание за столом увеличивает статическую нагрузку на
определенные группы мышц, способствуя возникновению искривления позвоночника, формированию жировых отложений и т.д.
Между тем в детском саду, имеющем хорошую спортивную
базу, можно организовать работу по физическому воспитанию
таким образом, чтобы ребенок под наблюдением квалифицированного ортопеда ежедневно занимался коррегирующими упражнениями, направленными на укрепление опорно-двигательного аппарата, исправление его недостатков.
Анализ существующих программ по физическому воспитанию детей и их реализации на практике вызвал у авторов ряд
вопросов:
— почему программные задачи физкультурных занятий
ниже природной двигательной потребности дошкольников?
— почему обучение многим видам движений (лазанье, равновесие, прыжки и др.) начинается, как правило, в старшей
группе?
Практика показывает, что уже в 3—4 года дети способны
освоить перечисленные виды движений. В 3 года многие из
них самостоятельно лазают по гимнастической стенке, а некоторые по шесту, выполняют вис на турнике, пытаются подтянуться, спрыгивают с различных пеньков, бумов, шин (высотой 30—60 см), кувыркаются через голову, перепрыгивают
через шины и пеньки спортивным опорным прыжком. Возникает вопрос: зачем искусственно тормозить физическое
10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».