Л.В. Яковлева Р.А. Юдина Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет Пособие для педагогов дошкольных учреждений В трех частях Часть 1 Программа «Старт» Методические рекомендации Москва 2003 ББК 57.31 Я47 Я47 Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. — 320 с. ISBN 5-691-00869-2. ISBN 5-691-00870-6(I). В пособии раскрываются основное содержание и методика работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста; даются конспекты занятий для всех возрастных групп дошкольного учреждения. Пособие состоит из трех частей. Часть 1. Представлены программа и методические рекомендации по физическому воспитанию детей 3—7 лет. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений. ББК 57.31 ISBN 5-691-00869-2 ISBN 5-691-00870-6(I) © Яковлева Л.В., Юдина Р.А., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 © Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 Условные обозначения и сокращения ф/п ф/в и в ф и/п п/п и/у п/и м/п И.п. Ору к/у э с а/л п э/с — физкультура в помещении — физкультура на воздухе — инструктор физкультуры — воспитатель — фронтальный способ организации — индивидуально-подгрупповой способ организации — поточно-подгрупповой способ организации — игровое упражнение — подвижная игра — малоподвижная игра — исходное положение — общеразвивающие упражнения — комплекс упражнений — эстафета — соревнования — активизация ловкости — прогулка — эстафета-соревнование 3 ПРОГРАММА «СТАРТ» Программа направлена на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков. Задача данной программы — научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта. На основе данных медико-психологической диагностики в программе впервые систематизированы средства и методы, направленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. С целью обеспечения взаимосвязи физического, психологического и интеллектуального развития разработаны и предлагаются разные типы физкультурных занятий для всех возрастных групп. Творческая двигательная программа с элементами спортивной и художественной гимнастики, цирковой акробатики основана на наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей. С целью обеспечения безопасности каждого ребенка во время выполнения движений педагог должен до начала занятий проверить качественное состояние и устойчивость спортивного оборудования, его крепление и расположение на спортивной площадке зала или участка. На каждом физкультурном занятии обязательно присутствие и участие двух педагогов — воспитателя и инструктора физкультуры. С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов. Под4 держивая детей в их личных поисках, предлагая и помогая постепенно осваивать новые движения и виды спорта, проводя занятия на высоком эмоциональном уровне, инструктор по физическому воспитанию способствует максимальному развитию каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Поэтому хотя двигательная деятельность и распределена по возрастным периодам, вся двигательная программа закладывается уже начиная со второй младшей группы (для детей 3-летнего возраста). С целью развития творческих способностей детей особое внимание в программе уделено организации развивающей среды, развивающим играм с обычными (бытовыми) предметами. Особенно важное значение имеет среда, в которой ребенок находится в дошкольном учреждении и дома. Необходимо, чтобы родители, инструктор по физическому воспитанию и воспитатель были единомышленниками в решении поставленных задач, а работа коллектива всего дошкольного учреждения создавала наилучшие условия для их реализации. Программа основана на утверждении русского педагога Петра Францевича Лесгафта: «Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соответствии с умственными знаниями, потому что вся однообразная деятельность утомляет человека и убивает в нем всякую самостоятельность. Вся тайна в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развертываться, все делать самому»1. Обучение детей тесно связано с их физическим и психологическим состоянием. Поэтому развитие творческих способностей в процессе двигательной деятельности поможет ребенку найти себя в тех движениях, которые ему нравятся. Занятия любимыми физическими упражнениями или спортом будут способствовать выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что послужит средством оздоровления и закаливания ребенка. Большое внимание в Программе уделено положительной эмоциональной окрашенности физической деятельности. С этой целью предлагается достаточно широкий спектр работы, прежде всего самые разнообразные как по форме, так и по содержанию занятия. Особенно широко используются сюжетные игры и подражательные движения. В отдельные разделы выделены 1 Лесгафт Л.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. С. 170 — 172. 5 «Школа мяча» и «Школа скакалки». Предусмотрено использование физкультурных снарядов и оборудования, часто в нетрадиционном аспекте. Отдельное место в Программе занимают праздники, турниры, соревнования, на которых применяются такие необычные для физического воспитания в дошкольном учреждении формы, как цирковые концертные номера, несущие не только физическую, но и смысловую нагрузку. Для более глубокого раскрытия образа предлагается использовать классическую, современную, оркестровую, инструментальную, вокальную и другую музыку. Главной целью Программы является совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях. Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость; познакомить с максимальным количеством видов спорта, помочь найти для себя тот из них, который в наибольшей степени соответствует его темпераменту и физическим способностям. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. На основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка. 2. Выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта. 3. Сформировать у ребенка устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы. 4. Через игровые формы обучения и создание развивающей среды осуществлять выполнение программ минимума и максимума. 5. Выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни. 6. Сформировать у ребенка представления о здоровом образе жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта станет неотъемлемой частью последней. 6 Эти задачи решаются на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребенка с обязательным привлечением специалистов-медиков (педиатр, ортопед и др.), психолога, родителей. Принимая во внимание необходимость серьезной индивидуальной работы с детьми, распределение учебного материала по возрастам следует считать условным. Обследование детей Цель: помочь каждому ребенку найти себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей. Реализуется посредством развития двигательно-игровой потребности с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей и уровня физических качеств, в результате чего осуществляются самооздоровление и закаливание детского организма Диагностика состояния здоровья Педиатр обследует состояние здоровья каждого ребенка и дает рекомендации инструктору по физвоспитанию и воспитателю по осуществлению индивидуального подхода к детям в двигательно-игровой деятельности и физических нагрузках в зависимости от состояния здоровья каждого Ортопед обследует состояние опорно-двигательного аппарата и дает ему рекомендации по коррекции в отношении каждого ребенка. Затем проводит консультации с воспитателями и родителями двигательных навыков (проводит инструктор по физическому воспитанию и воспитатель) Психологические качества: смелость, смекалка, находчивость, ориентировка в пространстве, быстрота мышления, быстрота реакции, моторная память, наглядно-образное мышление и память. Моральноволевые качества, логичность мышления и др. Физические качества: чувство равновесия, ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость, прыгучесть, хороший глазомер, развитый вестибулярный аппарат, гибкость, пластичность, развитая координация движений Психолог-педагог путем тестирования детей и анкетирования родителей выявляет уровень психических особенностей каждого ребенка и дает соответствующие рекомендации по индивидуальному подходу в процессе физического воспитания 7 ФОРМЫ РАБОТЫ Физкультурное занятие — на воздухе 2 раза в неделю, в помещении 1 раз в неделю. Продолжительность — 40— 60 мин. Проводят инструктор с воспитателем. Конспекты занятий составлены по разным игровым видам Оздоровительнопрофилактическая гимнастика — в спортивном зале 3 раза в неделю по 30 мин. Проводят инструктор и воспитатель. Разработана в соответствии с рекомендациями педиатра, ортопеда и психолога Индивидуальнопрофилактическая работа по развитию движений вне занятий — в спортивном зале 2 раза в неделю. Продолжительность — 30 мин. Проводят инструктор и воспитатель. Эта форма работы обеспечивает каждому ребенку широкие возможности для познания своих способностей Прогулки — ежедневно, с гибким двигательным режимом для каждой группы Система закаливающих мероприятий — с преобладанием воздушных ванн в любое время года 8 Вся система по двигательно-игровой программе реализуется в разных формах работы по физическому воспитанию. С учетом условий дошкольного учреждения все формы работы по физическому воспитанию детей объединяет физкультурно-оздоровительное направление Спортивные мероприятия — 1 раз в квартал. Помогают каждому ребенку познавать свои возможности и способности к разным видам спорта Работа с родителями — для осуществления преемственности между детским садом и семьей по физическому воспитанию. Все спортивные мероприятия — спартакиады, праздники, турниры, гимнастические вечера и др. проводятся совместно с родителями при активном их участии в играх, эстафеах, соревнованиях и др. Наглядная пропаганда по физическому воспитанию — ознакомление родителей с результатами обследования, рекомендации, выставки, обучение оздоровительному массажу и гимнастике для детей, открытые занятия ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3—7 ЛЕТ Основные движения: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, ползание, лазанье Упражнения на спортивных снарядах: гимнастической стенке, турнике, канате-шесте, кольцах, веревочной лесенке, шинах, школьном козле, гимнастической скамейке, буме, батутах, возвышенной и наклонной досках, рукоходе, щите для лазанья, горизонтальной и наклонной лесенках и др. Зимние спортивные упражнения: катание на санках с ледяных горок и на дорожках, ходьба на лыжах скоростная, на выносливость, с элементами горнолыжного спорта и др. Летние спортивные упражнения: катание на самокате, велосипеде Коррегирующие упражнения (по рекомендации педиатра, ортопеда или психолога): дыхательная гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения в ползании, ходьбе, прыжках и беге, релаксация и точечный массаж Акробатические упражнения, перекаты, группировки и кувырки: на развитие гибкости, подвижности суставов, пластичности и умения владеть своим телом От программыминимум к программемаксимум в соответствии с индивидуальными особенностям и природными способностями каждого ребенка независимо от его возраста. Ознакомление детей с двигательно-игровой программой начинается с 3-летнего возраста Развивающие игры с физкультурными пособиями: кеглями, мячами, шарами, скакалками, обручами, летающими тарелками, палками, битами, мешочками и др. Подвижные и малоподвижные игры, хороводы без использования предметов Игровые упражнения и игры с элементами спорта: волейбол, баскетбол, хоккей, футбол, бадминтон, большой теннис, городки Спортивные упражнения для талантливых детей: с элементами спортивной и художественной гимнастики, спортивной и цирковой ной акробатики 9 КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАЙТИ СЕБЯ В ДВИЖЕНИИ Сегодня существует немало дошкольных учреждений разного типа и различной специализации, которые работают по новым программам, направленным на развитие интеллектуальных, художественных и других способностей детей, но, к сожалению, в них не уделяется должного внимания физическому воспитанию, не продумана взаимосвязь обучения ребенка с его физическим и психическим состоянием. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Длительное пребывание за столом увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц, способствуя возникновению искривления позвоночника, формированию жировых отложений и т.д. Между тем в детском саду, имеющем хорошую спортивную базу, можно организовать работу по физическому воспитанию таким образом, чтобы ребенок под наблюдением квалифицированного ортопеда ежедневно занимался коррегирующими упражнениями, направленными на укрепление опорно-двигательного аппарата, исправление его недостатков. Анализ существующих программ по физическому воспитанию детей и их реализации на практике вызвал у авторов ряд вопросов: — почему программные задачи физкультурных занятий ниже природной двигательной потребности дошкольников? — почему обучение многим видам движений (лазанье, равновесие, прыжки и др.) начинается, как правило, в старшей группе? Практика показывает, что уже в 3—4 года дети способны освоить перечисленные виды движений. В 3 года многие из них самостоятельно лазают по гимнастической стенке, а некоторые по шесту, выполняют вис на турнике, пытаются подтянуться, спрыгивают с различных пеньков, бумов, шин (высотой 30—60 см), кувыркаются через голову, перепрыгивают через шины и пеньки спортивным опорным прыжком. Возникает вопрос: зачем искусственно тормозить физическое 10 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)