Рабочая программа погружение в бурятский язык

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе УМК начальный курс бурятского языка для
детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!», УМК «Амар мэндэ-э» составители
ГХ.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева и образовательной программы МАДОУ
«Огонек».
Актуальность изучения бурятского языка в условиях активного возрождения языка и
культуры этносов, развития национального самосознания особенно актуально звучат
проблемы развития двуязычия, обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку.
Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития нации,
населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношения народов
проживающих на территории нашей республики Бурятия.
Цель обучения: развитие коммуникативной компетенции совокупности еѐ составляющих:
речевой, языковой, социокультурной, образовательной.
Речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в 2-х основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании).
Языковая компетенция-овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения,
отобранными для детского сада, усвоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка;
развитие способов выражения мышления в родном и изучаемом языке;
Социо-культурная компетенция - приобщение дошкольников к культуре, традициям и
реалиям республики изучаемого бурятского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Образовательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
образовательных умений; ознакомление с доступными дошкольнику приемами и способами
изучения языка и культуры.
Характеристика предмета
В последние годы идея художественно-нравственного воспитания приобретает все
большее значение и становится задачей государственной важности. При этом акцент делается
на воспитание любви к родному дому, малой Родине. Знакомство детей с малой Родиной, с
региональными особенностями республики Бурятия, традиционной народной культурой,
природой, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами
своей Родины. Ведь яркие впечатления о малой Родине, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь. Язык является важнейшим средством общения, без
которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Владение
бурятским языком способствует формированию личности еѐ социальной адаптации к
условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Бурятский язык
способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию дошкольника.
Ведущие принципы обучения

Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования,
воспитания и общего развития ребенка.
Принципы научности обучения, связи обучения с жизнью, системности
последовательности обучения: доступности обучения (содержания обучения).

и

Принципы наглядности обучения: сочетания различных методов, а также средств
обучения в зависимости от задач и средств обучения.
Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и
методов обучения (формы организации обучения).
Принцип создания необходимых условий для обучения (условия для обучения).
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания,
развития (результат обучения).
Учѐт возрастных и психологических особенностей детей
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно логического
мышления.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающие истории. Воображение будет активно
развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно
ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Начинать учиться языкам можно в любом возрасте, но лучше это получается у детей.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом овладения языками
(синзитивный период). В возрасте 3-7 лет у детей наблюдается высокая восприимчивость к
языкам, способности к запоминанию и к имитации.
Организация образовательного процесса
Методы обучения: объяснения, показ, организация тренировки, организация применения
и контроль.
Словесные методы- методы иллюстраций (плакаты, картинки, таблицы) методы
демонстраций (фильмы).

Практические методы- языковые, условно-речевые и речевые упражнения. Игровые
методы- подвижные, дидактические и т.д.
Используются приемы личностно-ориентированного подхода, ставящие в центр
образовательной деятельности личность ребенка, учет его способностей, возможностей и
склонностей, предполагают особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной
коммуникативной компетенции. Также используется коммуникативный подход с целью
овладения детьми практических навыков в 2-х видах речевой деятельности: говорении,
аудировании.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация и конечный результат
Рабочая программа реализуется в течение одного учебного года и рассчитана на 34 часа (1
час в неделю). Связь программы с инновационными разработками по данному направлению со
смежными дисциплинами. Значительная роль в образовательном процессе по бурятскому
языку отводится его соотнесенности со следующими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание у детей чувства любви
и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностей
идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам;
использование знаний о родном крае в игровой деятельности; воспитание интереса и
уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии, стремления сохранить
национальные ценности.
Познавательное развитие предполагает приобщение детей к истории родного края,
формирование представлений о традиционной культуре через ознакомление с природой.
Речевое развитие включает развитие речи, мышления, первичного восприятия диалектной
речи через знакомство с культурой Бурятии, осуществление своего речевого и неречевого
поведения в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями
бурят, формирование у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает приобщение детей к музыкальному
творчеству родного края, воспитание любви к родной земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводов, традиций родного края, формирование практических умений
по приобщению к различным народным декоративно прикладным видам деятельности.
Физическое развитие включает развитие физической выносливости, смекалки, ловкости
через традиционные игры и забавы народов Бурятии. Эти межобразовательные связи носят
взаимодействующий характер: с одной стороны, знания, полученные по другим областям
переносятся и применяются в процессе обучения бурятскому языку, а с другой – информация,
полученная с помощью бурятского языка в ходе обучения, обогащает и расширяет знания по
другим областям.
Речевые умения
Говорение. Диалогическая речь В старшем дошкольном возрасте примерный объем
диалогического высказывания: 2 реплики, правильно оформленные в языковом и

интонационном отношении. Обучение ведению диалогов включает такие речевые умения как:
Поздороваться, попрощаться;
Спросить имя, сколько лет;
Выразить благодарность;
Выразить согласие/отказ. Монологическая речь Развитие монологической речи в старшем
дошкольном возрасте предусматривает овладение следующими умениями: Назвать возраст.
Своѐ имя; Кратко описать предмет, игрушку;
Аудирование На данном этапе обучения формируется навыки и умения понимания речи
на слух; понимание на слух распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний
сверстников
Социокультурные знания и умения
Использование бурятского языка как средства социокультурного развития дошкольника
включает знакомство: фамилиями и именами выдающихся людей республики Бурятия;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии, прозы; сказками и
легендами; с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном,
столицей г. Улан-Удэ); с традициями проведения праздников Сагаалган, Сурхарбан.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Особое место в работе над
артикуляцией звуков занимает постановка правильного произношения дифтонгов, звуков
отсутствующих в русском алфавите (һ,өө,үү).
Лексическая сторона речи
Расширение объема лексического запаса слов включающих устойчивые словосочетания,
оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи
При обучении грамматической стороны речи выдерживается принцип опоры на опыт
ребенка в родном языке.
Знания, умения и навыки детей старшей дошкольной группы
За время обучения бурятскому языку дети приобретают:
Знания: 1. имен собственных; имен сказочных, игровых (Барбаадай, Батан туулай, Тоохон
тобшо); названий одежды, части тела; названия домашних (диких) животных; определении
цветов; счѐт до 10; детского фольклора (игры, песни, стихи); название игрушек.
Умения: употреблять слова речевого этикета в ситуациях общения (при встрече, при
прощании). поздороваться и ответить на приветствие; попрощаться и ответить на прощание;
представляться, назвав свое имя, возраст и запросить соответствующую информацию о комлибо. описать животное (название, что оно умеет делать, какое оно). описать предмет
(название, принадлежность, качество) и запросить соответствующую информацию о какомлибо предмете. играть в бурятские игры; воспроизвести наизусть стихи и песни. К концу
учебного года у детей старшей группы должны быть сформированы следующие

коммуникативные умения и навыки: понимание бурятской речи в рамках программной
тематики; понимание обращенных к ним просьб учителя и других детей, отвечать на вопросы,
выражать понимание с помощью реплик согласия (несогласия). участвовать в элементарном
этикетном диалоге (поприветствовать кого-либо и попрощаться, назвать себя, возраст);
Тематическое планирование
№

Содержание

Кол.ч

Дата

1

Моя семья. Гэр Булэ

1

Сентябрь, 1 нед

2

Малая Родина. Тоонто нютаг

1

Сентябрь, 2 нед

3

Друзья. Уетэн нухэд

1

Сентябрь, 3 нед

4

5 видов домашних животных. 5 хушуун мал

1

Сентябрь, 4 нед

5

Времена года, Осень. Жэлэй дурбэн саг; Намар

1

Октябрь, 1 нед

6

(Фольклор)Арадай аман зохеол

1

Октябрь, 2 нед

7

Бурятская юрта. hэеы гэр

1

Октябрь, 3 нед

8

Национальная бурятская одежда. Бур.хубсаhан

1

Октябрь, 4 нед

9

Бурятские народные игры. Буряад нааданууд

1

Октябрь, 5 нед

10

Молочная пища. Эдеэн, хоол

1

Ноябрь, 1 нед

11

Мясная пища. Эдеэн, хоол

1

Ноябрь, 2 нед

12

Сказки. Онтохонууд

1

Ноябрь, 3 нед

13

Времена года; Зима. Жэлэй дурбэн саг;Убэл

1

Ноябрь, 4 нед

14

Домашние животные. Гэрэй амитад

1

Декабрь, 1 нед

15

Дикие животные. Худоогэй амитад

1

Декабрь, 2 нед

16

Новый год. Шэнэ жэл

1

Декабрь, 3 нед

17

Алфавит (h, оо, уу)

1

Декабрь, 4 нед

18

12 летний цикл восточного календаря. Календарь
«Литэ»

1

Январь, 1-2 нед

19

Белый месяц. Встреча Белого месяца

1

Январь,3 неделя

20

Белый месяц. Сагаалган; Пища бурят

1

Январь, 4 нед

21

Белый месяц. СагаалганПоздравления,
благопожелания.

1

Февраль, 1 нед

22

Загадки и отгадки

1

Февраль, 2 нед

23

Времена года; Весна. Жэлэй дурбэн саг; Хабар

1

Февраль, 3 неделя

24

Пословицы. Оньhон угэнууд

1

Февраль, 4 неделя

25

Части тела. Бэе

1

Март, 1-2 неделя

26

Учимся считать. Тооложо hурая

1

Март, 3 неделя

27

Природа . Байгаали

1

Март, 4 нед

28

Семейные праздники. Уг гарбалай найр

1

Апрель, 1 нед

29

Загадки. Таабаринууд

1

Апрель, 2 нед

30

3 вида мужских игр. Эрын гурбан наадан

1

Апрель, 3 нед

31

Мое имя. Минии нэрэ

1

Апрель, 4 неделя

32

Бурятские детские песни. Буряад хуугэдэй дуун

1

Май, 1-2 нед

33

Цвета. Унгэ

1

Май, 3 неделя

34

Времена года; Лето Жэлэй дурбэн саг; Зуун

1

Май, 4 неделя

Итого:

34

Учебно-методическая литература
1. Гунжитова Г-Х. Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. «Амар мэндэ-э!». начальный курс
бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: книга для учителя и
родителей. — Улан-Удэ: ГБУ гЦ«Бэлиг», 2014. -32 стр.
2. Гразин Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 4-5 лет». - М. Просвещение, 2004
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». - М. AKADEMI, 2001.
4. Буряад хэлэнэй программа (Хүүгэдэй саадта аман хэлэлгэ хүгжүүлгэ) Д.Д.
Могоева, Буряадай номой хэблэл. 1988 он
5. Буряад хэлэн. Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа.
С.Ц.Содномов. Ж.Ё.Раднаева.Улаан-Удэ «Бэлиг» 2003 он.
6. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных
школ с русским языком обучения. Э.П.Нанзатова, С.Ц.Содномов, Ж.Д.Дамбаева.
Улан-Удэ «Бэлиг» 2003 г.
7. Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад-школа» Э.П.
Нанзатова. Улаан-Удэ .1994 г.
8. Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева « Амар мэндэ-э» 2014 г.
9. Могоева Д.Д. « Амар сайн, ухибууд» - Улан-Удэ:»Бэлиг», 2002. – 116 с.:ил.
10. Лхамажапова О.Б. «Минии буряад хэлэн. Мой бурятский язык: учебное
пособие/Оюна Лхамажапова». –Улан-Удэ: НоваПринт, 2017 64 с.
11. Раднаева Д.Н. «Бурятский язык в ДОУ»: интегрированные занятия. – Улан-Удэ:
«Бэлиг», 2016. –т36 с., вкл.

Интеренет-ресурсы
https://nsportal.ru
https://maam.ru
https://infourok.ru

Календарно-тематический план
Сроки проведения

Тема

Лексика
Сэсэрлиг, hургуули

1 -2- я неделя
сентября

День знаний, наш детский
сад

3-я неделя
сентября

Моя семья

Бγлэ

4-я неделя
сентября

Осень

Намар

1 -я неделя
октября

Овощи, огород

Огородой эдеэн

2 -я неделя
октября

Фрукты, сад

Фрукт, жэмэс

3 -я неделя
октября

Я в мире человек

Би хγн

4 -я неделя
октября

Моя страна посёлок, улица Минии орон, нютаг

5-я неделя
октября

Птицы

Манай нютагай шубууд

1-я неделя
ноября

День народного единства

Чтение и разучивание гимна
Бурятии

2-я неделя
ноября

Домашние животные

Гэрэй амитан

3-я неделя
ноября

Дикие животные

Зэрлиг амитан

4-я неделя
ноября

Экзотические животные

Заан, арсалан

1-я неделя декабря Неделя пожарной
безопасности

Тγймэр

2-я неделя декабря Зима

γбэл, саhан

3-4-я недели
декабря

Новогодний праздник

Шэнэ жэл, Жабар γбгэн

1-2-я недели
января

Зимние развлечения

Сана, шарга,

3-я
неделя
января

Профессии

Багша, жолоошон, эмшэн

4-я неделя января

Рабочие инструменты

Алха, хюроо

1-я неделя февраля Опасные ситуации
(предметы быта)
2-я неделя февраля Азбука вежливости

Баярлаа, hайндаа

3-я неделя февраля Знакомство с народной
культурой и традициями.

Сагаан hара, сагаалган

4-я неделя февраля

Hайндэр

День
защитника Отечества

1-2-я неделя марта 8 Марта, весна
3-я неделя марта

Мартын найма

Одежда, обувь, головные
уборы

хубсаhан

4-я неделя марта

Мой дом (мебель)

Минии гэр

1-я неделя апреля

Мой дом (посуда, роспись)

Минии гэр, амhарта

2-я неделя апреля

Продукты

Эдеэн

3-я неделя апреля

Покорители космоса

Дэлхэй

4-я неделя апреля

Транспорт, ПДД

5-я неделя апреля

Лес, деревья Насекомые

Байгаали

Растения
1-2- я неделя мая

Моя Родина, день победы

Илалтын γдэр

3-я неделя мая

Неделя сказки

Онтохон

4-я неделя мая

Вот какие мы

Тамир

1-я неделя июня

Здравствуй лето

Зун, амаралта

сроки

Тема

содержание работы

Лексика

1 -2- я неделя
сентября

День знаний, наш детский
сад

Расширять знания о саде, школе

Сэсэрлиг, hургуули

3-я неделя
сентября

Моя семья

Расширять представления детей о своей семье.

бγлэ

4-я неделя
сентября

Осень

Расширять знания детей об осени.

Намар, бороо

1 -я неделя
октября

Овощи, огород

Расширять представления детей об овощах.

Огородой эдеэн

2 -я неделя
октября

Фрукты, сад

Расширять представления детей о фруктах.

Фрукт, жэмэс

3 -я неделя
октября

Я в мире человек

Расширять представления о здоровье и здоровом
образе жизни. Воспитывать стремление вести
здоровый образ жизни.

Би хγн

4 -я неделя
октября

Моя страна посёлок, улица Знакомить с родным посѐлком, районом. Расширять Минии орон, нютаг
представления о родном крае, его истории и
культуре. Воспитывать любовь к родному краю.
Расширять представления детей о родной стране, о
государственных праздниках; развивать интерес к
истории
своей
страны;
воспитывать
гордость
Птицы
Расширять
знания
о домашних
и диких
птицахза свою шубуун
страну, любовь
к ней. с сезонными особенностями
Продолжать
знакомить
поведения птиц.

5-я неделя
октября

1-я неделя
ноября

День народного единства

Расширять представления детей о родной стране, о Чтение и разучивание гимна
Бурятии
государственных праздниках; развивать интерес к
истории своей страны; воспитывать гордость за свою
страну, любовь к ней. Знакомить с историей
Бурятии, гербом и флагом, мелодией гимна.

2-я неделя
ноября

Домашние животные

Продолжать знакомить с домашними животными и
их детѐнышами, особенностями их поведения и
питания. Расширять представления о домашних
животных, их повадках и зависимости от человека.

3-я неделя
ноября

Дикие животные

4-я неделя
ноября

Экзотические животные

Расширять представления о диких животных; где
Зэрлиг амитан (шандаган,
живут, как добывают пищу и готовятся к зимней
шоно, баабгай, γнэгэн)
спячке. Формировать представления о том, что
человек- часть природы и что он должен беречь,
охранять и защищать еѐ.
Знакомить с экзотическими животными. Знакомить Заан, арсалан
детей с многообразием родной природы; с
животными различных климатических зон.
Познакомить детей с представителями класса
пресмыкающихся,

Гэрэй амитан (нохой, гахай,
миисгэй, хонин, ямаан, γнеэн)

1-я неделя декабря Неделя пожарной
безопасности

Расширять представления о правилах безопасного тγймэр
поведения на природе и дома (довести до понимания
предназначение спичек, разъяснить их опасность,
если попадут в неумелые руки невнимательного,
безответственного человека)

2-я неделя декабря Зима

Продолжать знакомить детей с зимой как временем γбэл, саhан
года. Расширять и обогащать знания об особенностях
зимней природы.

3-4-я недели
декабря

Новогодний праздник

Шэнэ жэл, Жабар γбгэн
Привлекать детей к активному разнообразному
участию в подготовке к празднику и его проведению.

1-2-я недели
января

Зимние развлечения

Продолжать знакомить детей с зимой как временем Сана, шарга,
года, с зимними видами спорта.

3-я
неделя
января

Профессии

4-я неделя

Рабочие инструменты

Расширять представления о людях разных
Багша, жолоошон, эмшэн
профессий (строители, земледельцы; работники
транспорта, связи и т.д.). Рассказывать о важности и
значимости их труда. Прививать детям чувство
благодарности к людям за их труд.
Расширять представления о различных инструментах Алха, хюроо
(группировать, сравнивать и классифицировать).
Рассказать о инструментах, облегчающих труд
человека в быту. Развивать умение определять
материалы, из которых изготовлены инструменты.

января

1-я неделя февраля Опасные ситуации
(предметы быта)

Формировать понимание правил безопасного
поведения (довести до понимания предназначение
электротоваров, спичек в доме, разъяснить их
опасность) Учить, в случае необходимости, набирать
телефонный номер пожарной службы, милиции и
«скорой помощи».

2-я неделя февраля Азбука вежливости

Формировать дружеские, доброжелательные
Баярлаа, hайндаа
отношения между детьми. Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым близким людям,
потребность радовать близких добрыми делами.

4-я неделя февраля

Знакомство с народной
культурой и традициями.
3-я неделя февраля

Продолжать знакомить детей с народными
Сагаан hара, сагаалган
традициями и обычаями, русского, бурятского и
эвенкийского народа. Знакомить с народными
промыслами. Продолжать знакомить с устным
народным творчеством. Использовать фольклор при
организации всех видов детской деятельности.

День
защитника Отечества

Расширять представления детей о Российской армии. hайндэр
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к
Родине. Воспитывать в девочках уважение к
мальчикам как будущим защитникам Родины.

1-2-я неделя марта 8 Марта, весна

Организовать все виды детской деятельности вокруг Мартын найма
темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать
уважение к воспитателям, другим сотрудникам
детского сада

3-я неделя марта

Одежда, обувь, головные
уборы

Расширять представления об одежде людей
хубсаhан
(Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с
широким кругом одежды, обуви, головных уборов и
предметов.

4-я неделя марта

Мой дом (мебель)

Расширять представления о мебели. Развивать
умение определять цвет, величину, форму.

Минии гэр

1-я неделя апреля

Мой дом (посуда, роспись)

Расширять представления о посуде (группировать,
сравнивать и классифицировать)

Минии гэр, амhарта

2-я неделя апреля

Продукты

Расширять представления о продуктах питания.

эдеэн

3-я неделя апреля

Покорители космоса

Способствовать формированию знаний о вселенной Дэлхэй
и космосе.

4-я неделя апреля

Транспорт, ПДД

Продолжать знакомить с видами транспорта,
закреплять знание правил дорожного движения,
различать проезжую часть дороги и тротуар. Учить
соблюдать правила уличного движения, переходить
улицу в указанных местах.

5-я неделя апреля

Лес, деревья Насекомые

Расширять представление о деревьях, растениях и
насекомых

Растения

Байгаали

1-2- я неделя мая

Моя Родина, день победы

Воспитывать дошкольников в духе патриотизма,
Илалтын γдэр
любви к Родине. Расширять знания о героях Великой
Отечественной войны, о победе нашей страны в
войне. Знакомить с памятниками героям Великой
Отечественной войны.

3-я неделя мая

Неделя сказки

Продолжать знакомить с устным народным
онтохон
творчеством. Вызывать у детей интерес к бурятским
сказкам, учить отвечать на вопросы.

4-я неделя мая

Вот какие мы

Формировать представления о здоровье и здоровом Тамир
образе жизни. Расширять представления детей о
своей семье.

5-я неделя мая

Здравствуй лето

Формировать у детей обобщенные представления о
лете, как времени года; признаки лета.

Зун, амаралта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».