Программа Колокольчик

Структура программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка.
Цели и задачи программы
Содержание.
Ожидаемые результаты
Организация проведения занятий
Учебный план
Перспективно-тематический план
Список литературы,

1. Пояснительная записка
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде
всего музыкальные. Ребенок включен во все многообразие художественных видов
деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления способностей,
возможность выразить свои чувства в песне и танце. Обучение пению в огромной степени
способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Пение
тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В
процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля,
организованность, выдержка. Работа в вокальном коллективе объединяет детей общим
настроением, приучает к совместным действиям.
Данная Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на
развитие вокально – творческих способностей, формирование навыков вокальной техники
с элементами хореографии, а также нравственно-волевых качеств личности:
настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои
движения, действовать в коллективе. Программа является одним из направлений
дополнительного музыкально-образовательного процесса детей и предлагает один из
путей занятия детей дошкольного возраста. При этом будут решаться задачи не только
музыкального воспитания, но и здоровьесберегающие.
Программа разработана с учетом требований нормативно-правовой и концептуальной
базы системы дошкольного образования ФГОС и в соответствии с возможностями и
особенностями детей дошкольного возраста. Программа направлена на создание условий
для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям,
профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное
развитие личности ребенка;
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Ребенок, занимающийся
дополнительно, получает возможность полностью воплотиться в любимую деятельность и
получить эстетическое удовлетворение.

2. Цели и задачи
Основной целью является развитие творческих способностей, вокально-хоровых навыков
формирование певческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные – овладение вокально-певческими навыками, чистого интонирования,
певческой дикции, артикуляции и дыхания. Знание основ певческой гигиены голоса.
Развивающие – развитие музыкально памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие голосового аппарата, развитие артистических качеств.
Воспитательные – воспитание коллектива единомышленников, использующих
творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения.
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

3. Содержание
Данная Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа
предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая
исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании,
необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к.
недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению
того или иного произведения ведѐт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению
нервной системы.
Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями
детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из
важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает
руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал,
вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей
старшего дошкольного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое
дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое,
светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются
неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые
требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия
и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование
различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой
движения мелодии, транспонирование отдельных мотивов, пение произведений а капелла
и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для
ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей
данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание
музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую
импровизацию.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по
группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с
занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во
время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество
звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания
(звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха,
продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на
музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют
контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше
узнать личные качества каждого ребенка.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление общего диапазона, уровень
музыкальности и уровень усвоения певческих навыков).

2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков, совершенствованию
музыкальных способностей, работа над исполнительской деятельностью.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.
В Программе используются основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения, сопровождающие показ, разъяснение смысла и
содержания песни.
Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные упражнения,
дидактические игры, что повышает активность, развивает сообразительность,
одновременно и развивает музыкальные способности.
Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять уверенность, осознание
и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку пению детей дает не только педагог,
но и сами дети оценивают друг друга, выделяя наиболее удавшиеся моменты.
Охрана детского голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса
взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками
взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы
по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно
отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому,
что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и
переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и
понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса
детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это
нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл
и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения , наблюдается
кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится
художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не
кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности
выше 40-60%.
Особенности слуха и голоса детей 6 -7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на
шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие
слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью,
ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие.
Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит
слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и
звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается
низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в
работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше
высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание
естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных
направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и
организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:



песни хором в унисон



хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)



тембровыми подгруппами



при включении в хор солистов



пение под фонограмму.



пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии
с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать,
интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих
условий:


игровой характер занятий и упражнений,



активная концертная деятельность детей,



доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в
гостях



атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры,
пособия)



звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СDдиски – чистые и с записями музыкального материала



сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми,
родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения,
шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над
песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:


восприятие музыки;



развитие музыкального слуха и голоса;



песенное творчество;



певческая установка;



певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции)

Артикуляция.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное
значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе
имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при
пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением
полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного
резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме
того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых
связок.
Слуховые навыки.
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения
отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного
вокального произведения (попевки, песни». Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание.
Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания,
которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в
целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и
мышечная нагрузка.
Навыки выразительной дикции.
Для выработки этих навыков полезными будут следующие упражнения артикуляционной
гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь
жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую
сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь
как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить
щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь
на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
3.1 Предварительная диагностика.
Программа предусматривает проведение предварительного обследования детей и с целью
определения типа голоса и певческого диапазона ребенка. Оно необходимо, т.к. помогает
педагогу построить свою работу более грамотно. Работу по постановке певческого голоса
нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном
этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать
терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:
1. Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его
естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий, средний или низкий) и
примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).
Эти речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными певческими.
Певческие характеристики часто бывают искажены (у детей формируется установка: петь
надо всегда очень высоко и тоненько), и они попросту начинают пищать.
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого
голоса ребенка и области, где он в основном звучит, педагог предлагает ребенку спеть
песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не
аккомпанирует ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой
тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его
аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембру и примерная область

наиболее свободного и естественного звучания (как их слышит педагог во время пения
песни).
По результатам проведенной диагностики каждая группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. На занятиях детей нужно
рассадить по этим подгруппам: слева - группа детей с высокими голосами, в центре - со
средними голосами, справа - с низкими. Детей со средними голосами, как правило,
больше всего.
По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда педагог хочет дать детям
какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам
голосов или транспонировать в удобные для них тональности; можно «разбросать» по
подгруппам запев и припев, первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние
голоса), вторую половину – 2 подгруппа (низкие голоса).
Карта обследования №2
ФИ ребенка

Примарная
речевая зона

Общий диапазон Примарный
диапазон

Тип
голоса.

Таким образом, построенная работа с учетом природных данных голосов способствует
сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему
музыкальному развитию детей, в результате чего видна динамика роста развития детей.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№

ФИО
ребенка

Певчески
й
диапазон

Сила
звука

Особенн
ости
тембра

Продолжит
ельность
дыхания
(звуковая
проба «М»

Задер
жка
дыхан
ия на
вдохе

Точност
ь
интонир
ования

0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
4. Ожидаемые результаты обучения
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

Звуковысо
тный слух

уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• Принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии


Развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма.



Принимать участие в праздниках и развлечениях на базе ДОУ.



Участие детей в конкурсах и фестивалях городского и регионального уровня.

5.Организация проведения занятий
5.1 Структура занятия.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия. Занятие
включает в себя:
Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать»
воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вакализа,
упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх
и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может
быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных
произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно
из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты
(физминутка).
Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и
делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.
5.2 Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:


знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)



работа над вокальными и хоровыми навыками;



проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:


споем песню с полузакрытым ртом;



слоговое пение («ля», «бом» и др.);



хорошо выговаривать согласные в конце слова;



произношение слов шепотом в ритме песни;



выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;



настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);



задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;



обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;



использовать элементы дирижирования;



пение без сопровождения;



зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:


выразительный показ (рекомендуется аккапельно);



образные упражнения;



вопросы;



оценка качества исполнение песни

5.3 Периодичность проведения занятий.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30
минут.
Занятие — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования
основ певческой деятельности детей.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию певческих навыков
классического типа по общепринятой методике музыкального воспитания в ДОУ. При
необходимости, с ребенком проводятся и индивидуальные занятия. Способ организации
детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приѐмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
5.4 Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей участников. Песни с
хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно
легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении
внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна
быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ
это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчѐт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все занятия на всех этапах
должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением, коллективным творчеством,
самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Нужно
вызвать интерес к разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому
процессу совместного пения.

6. Учебный план.
№

Название разделов и тем.

Кол-во Кол-во примечание
занятий часов

1

Вводная беседа.

1

2

Выработка вокальных
навыков.

15

3

Упражнения для певческого

15

30

аппарата
4

Развитие музыкальнотворческих способностей.

15

5

Восприятие музыки

10

6

Техническое и музыкальное
развитие детей

10

7

Знакомство с простейшими
распевками и песнями.

6
72

7. Перспективно-тематический план.
Певческое дыхание
Цель: Вырабатывать у детей прочные навыки глубокого нижнереберногодиафрагматического дыхания, правильного звукообразования.
Задачи: Соблюдать правильную певческую установку.
Учить умению экономно расходовать, выдыхаемый воздух, распределять его на целую
фразу.
Выработке навыков певческого дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы, стимулировать дыхание верхних отделов легких.
Месяц
Сентябрь

Репертуар
«Обезьянки», «Шарик»,

Октябрь

«Град»

Ноябрь

«Ночной лес»

Декабрь

«Сдуй снежинку»

Январь

«Самолѐтик»

Февраль

«Тишина»

Март

«Собачка»

Апрель

«Огонѐк»

Май

«Собираем цветы»

Певческое звукообразование и дикция
Цель: Вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно
по всему диапазону. Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним
усилиям и напряжению. Петь естественным , высоким, светлым звуком. Сочетать гласные
и согласные звуки пропевая их в четком взаимодействии. Регулировать работу голосового
аппарата. Здесь мы используем скороговорки, поговорки и маленькие четверостишия.

Месяц

Задачи

Репертуар

Сентябрь

Укрепление
мягкого нѐба,
расслабление
дыхательных
мышц.

«Поезд»

Укрепление
гортани.

«Вечер»

Укрепление
голосовых связок.

«Тихий голос»

Развитие
динамического
слуха.

«Облако»

Расширять
жизненную силу
легких.

«Воздушный бой»

Развитие
голосового
аппарата

«Лев»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Дети становятся в ряд изображая поезд. Поезд медленно
трогается « пх – пх», всѐ быстрее и быстрее, затем
медленно останавливаются.

Наступил вечер, насекомые летают по лугу. Все заснули
только стрекочет кузнечик, « тр- тр- тр» ( без голоса),
кричит Филин «у-у-у-у», кукушка « ку-ку-ку» .

В центр выходит ребенок у него тихий голос. Все вместе
произносят звук «а» -сначала тихо, затем все громче,
наконец кричат. Потом по сигналу, все резко замолкают,
а тот кто в центре продолжает кричать, пока у него не
кончится дыхание.

Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают
двигаться по групповой комнате, стараясь по звуку
определить местонахождение окружающих и не задеть.

Дети изображают летающих бомбардировщиков «в-в-вв» , истребителей «и-и-и-и». Бомбардировщики
сбрасывают бомбы «в-в-в», взрыв «ч-ч-ч», истребители
стреляют из пулемѐтов « тр-тр-тр», идут на таран «вв-в-в». Орудия с земли стреляют залпами « кх-кх-кх».

Дети растопырив пальцы (когти) изображают льва,
готового к нападению. Сытого и т.д.

Март

Улучшение дикции «Старый трактор»
Дети изображают трактор, который вот-вот развалится.

Апрель

Май

Укрепление
голосовых связок ,
голосового
аппарата,
дыхательных
мышц.

«По разному»

Воспитание
выразительности и
мимики

«Узнай по интонации»

Объяснить детям понятия «легато», « нон легато», «
стаккато».
ОООООООООООООО; О______О;О__________О
О…………….О, О………….О.

Каждый ребенок по очереди изображает больного или
сердитого, удивленного или весѐлого человека. При
этом нужно произносить с определенной интонацией
коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах-ах-ах! Охох-ох! Остальные дети должны отгадать по выражению
лица, всей позы говорящего и интонации, кого
изображает ведущий.

Развитие музыкальных способностей, слуха и голоса
Цель: Развивать и совершенствовать музыкально-сенсорные способности детей.
Месяц

Задачи

Сентябрь Развивать звуковысотный слух, умение
выделять низкий или высокий звук из двух
предложенных. Упражнять в восприятии и
различении звуков квинты

Октябрь

Учить детей четко произносить слова песни,
петь в подвижном темпе, точно передавать
ритмический рисунок песни.
Определять на слух звучание одного из трех
колокольчиков.

Ноябрь

Репертуар
«Песенка-приветствие»
муз. М.Ю. Картушиной,
сл. О Нехорошкиной.
«Доброе утро» муз. Н.О.
Арсеньевской
«Прибаутка» р.н.п.
«Отгадай бубенчики»
дид. игра

Развивать звуковысотный слух. Пропевать
чисто большую секунду, петь ритмично в
умеренном темпе.

«Гармошка»
Е.Тиличеевой

Упражнять в восприятии и различении двух
звуков, разных по высоте.

«Курица и цыплята»

«У всех на свете есть
мама»
дид.игра

Декабрь

Развивать умение выделять высокий звук,
«Спите, куклы»
показывать рукой положение высоких и низких Е.Тиличеевой
звуков. Вырабатывать напевное звучание.
«Зима пришла» муз. и
сл. Л. Олифировой
Закреплять восприятие и различение звуков
септимы.

Январь

«Качели»
дид.игра

Учить передавать веселый характер прибаутки, «Сорока-сорока»
чисто интонировать большую секунду.
р.н.п.
«Снежная песенка»
Упражнять детей в восприятии и различении
звуков квинты.

«Курицы»
дид.игра

Февраль

Март

Упражнять в чистом интонировании
«Музыкальное эхо»
поступенного движения мелодии вверх и вниз в Е.Тиличеевой
пределах октавы.
«Будем в армии
служить» муз. Ю.
Чичкова
Воспринимать и различать три ритмических
рисунка, соответствующих ритму звучания,
«Веселые дудочки»
трубы., дудочки, свирели.
дид.игра.
Чисто интонировать малую терцию вверх и
вниз. Самостоятельно различать в музыке
усиление динамики.
Упражнять детей в различении тембров
звучания пианино, колокольчика и дудочки.

Апрель

Упражнять в чистом интонировании мелодии,
построенной на поступенном движении сверху
вниз. Добиваться точного попадания на до1
Упражнять в различении громкого и тихого
звучания.

«Солнышковедрышко»В.Карасевой
«Светит солнышко для
всех» муз. В. Ермолова
«Узнай свой
инструмент» дид. игра
«Василек» р.н.п.
«Солнышко, выходи»
муз. А. Яронова
«Громко- тихо»
дид. игра

Май

Петь протяжно, в медленном темпе,
«Цветики»
протягивать ударные слоги, чисто интонировать Е.Тиличеевой
большую секунду.
«Чудесный мешочек»
Развивать звуковысотный слух, узнавать

песенки по мелодии.

дид. игра

8.Список литературы
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Сб., 2007.
2. Баневич С. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. – Сб., 2004.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М, 2000.
4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
5. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965.
6. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
7. Агарков О.И. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении.: СБ.тр. ГМПИ им.
Гнесиных., - М., 1975.
8. Марченко Л. Детские песни о разном.: Выпуск 1,2,3. Изд-во Феникс, 2002.
9. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М., 2008.
10. Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. – М.,
Музыка, 2005.
11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
12. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996г
13. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников» - М.
«Скрипторий»2015 г.
14. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М. изд. «Скрипторий»
2015 г.
15. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» - СП изд. «Лансье» 2017
г.
16.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000 г.
17.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М., 1968 г.
18. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981 г.
19.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М., 1989 г.
20.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации - М., 2000 г.
21.Журнал «Колокольчик №37
22.Журнал «Колокольчик» №45
23.Е. Железнова Альбом для обучения пению Издательский Дом Катанского 2014г.
24.О. Л. Сафронова Хрестоматия для вокалистов Распевки. Изд. «Планета музыки»,
Москва, 2014г.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».