Программа Говорушки

1

Актуальность
Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития
воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения
данной программы.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности,
наиболее важный период для развития любознательности, общих и специальных
способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется
эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким
исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее
деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его
детство.
Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные
образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для
последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в
средней школе.
Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными.
Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа
по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного
произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата,
речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными
средствами выразительности. У воспитанников среднего дошкольного возраста важно
сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь воспитанников за счет слов,
обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные
признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено
рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается
ребенок. Вместе с тем у воспитанников наблюдается особая чувствительность,
восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения
элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех
звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 45 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие
художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.

Задачи:
1. осваивание ребѐнком связной монологической речи: умение составлять описательные

рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
2. развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы
использовать элементы объяснительной речи;
3. развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами
объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
4.развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного
словопроизношения;
5. воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в
процессе общения со сверстниками и взрослыми.
2

Содержание данной программы составлено с учѐтом следующих принципов:
 принцип развивающего обучения;
 принцип сочетания научности и практической применимости;
 принцип интеграции образовательных областей;
 комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы
учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как
потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно
увеличение словарного запаса не только за счѐт существительных, но и глаголов,
местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа.
Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей
программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю,
продолжительностью 20 минут.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности.

Содержательный раздел
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала,
использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации,, игровые ситуации; дидактические игры;
сюжетно – ролевые игры.

3

Тематический план работы кружка

№

Тема

Месяц

«Здравствуй, осень!»

К-во
занятий
1

1.
2.
3.

«Зайчик в гостях у детей»
Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

1
1

сентябрь
сентябрь

4.

«Я - человек»

1

сентябрь

5.

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

1

октябрь

6.

Формирование навыков диалогической речи.

1

октябрь

7.
8.

«Дары осени»
«Нас приручил человек»

1
1

октябрь
октябрь

9.

«Моя малая Родина»

1

ноябрь

10.

Рассказывание по картине

1

ноябрь

11.

«Вежливые слова»

1

ноябрь

12.

Разучивание стихотворения

1

ноябрь

13.

Описание предметов по их признакам

1

ноябрь

14.

Описание и сравнение игрушек (кукол)

1

декабрь

15.

Пересказ сказки

2

декабрь

17.

«Моя любимая игрушка»

1

декабрь

18.

«Как зайчонок нашѐл маму»

1

январь

19

«В мире транспорта»

1

январь

20

Составление рассказа «Мой любимый питомец»

1

январь

21.

Описание предметов по картинкам

1

февраль

22.

«В мире профессий»

1

февраль

23.

Описание предметных картинок

1

февраль

24.

«День защитников Отечества»

1

февраль

25.

1

март

26.

Составление описательного рассказа «Моя
мама»
Пересказ сказки

1

март

27.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

1

март

28.

«Уроки Мойдодыра»

1

март

29.

Описание предметов и игрушек

1

апрель

30.

Составление рассказа

1

апрель

сентябрь

4

31.

Закрепление обобщающих понятий

1

апрель

32.

«В мире транспорта»

1

апрель

33.

«Моя семья»

1

апрель

34.

«День Победы!»

1

Май

35

«Семья»

1

Май

36

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

1

Май

37

«Литературный калейдоскоп»

1

Май

5

Календарно-тематический план
№

Тема

Цель

Средства реализации

1.

«Здравствуй,
осень!»

Иллюстрации
«Осень»,
дидактическая игра
«Составь картинку»

2.

«Зайчик в гостях
у детей»

Побуждать детей отвечать на вопросы
простыми полными ответами, задавать
вопросы и слушать ответы товарищей,
поддерживать общую беседу; говорить по
очереди, не перебивая друг друга.
Побуждать детей к составлению
описательного рассказа,при описании
животных, называть их характерные
особенности и признаки, действия,
связывать между собой предложения.

3.

Рассказывание по
картине «Кошка с
котятами»

Подвести детей к составлению небольшого
связного рассказа, а также короткого
рассказа на основе личного опыта.

4.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к
составлению описательного рассказа о
человеке, его частях тела, отличии друг от
друга.

5.

Пересказ сказки.

Побуждать детей к пересказыванию сказки,
выразительно передавая диалоги
персонажей.

Алгоритм для
составления
описательного
рассказа. Игрушки:
зайчонок, зайчиха,
лиса, волк, белка,
медведь, ежик, мяч.
Аудиозаписи с
детскими песнями;
корзинка.
Картина «Кошка с
котятами», картинки с
изображением собаки,
утки, сороки, щенков,
телят, утят. Клубок
ниток.
Стихотворение
«Части тела»,
дидактическая игра
«Что у человека по
два», загадки о частях
тела человека,
дидактические
карточки «Как
устроен человек».
Русская народная
сказка «Пузырь,
Соломинка и Лапоть».
Игрушки: белочка,
собачка, крокодил,

6

жираф;
Формирование
навыков
диалогической
речи.
«Дары осени»

Развивать диалогическую речь, побуждать
самостоятельно задавать вопросы и
отвечать на них.

Игрушки: козлѐнок,
зайчонок, коза,
корова, кукла.

Продолжать развивать диалогическую речь,
побуждать детей продолжать рассказ,
начатый педагогом.

8.

«Нас приручил
человек»

Продолжать развивать диалогическую речь,
побуждать детей отвечать на вопросы;
формировать у детей умение образовывать
форму множественного числа
существительных обозначающих
детѐнышей животных в именительном и
винительном падежах (жеребята, котята,
щенята и др.)

9.

«Моя малая
Родина»

10.

Рассказывание по
картине

Побуждать детей к составлению
небольшого связного рассказа о своѐм
городе, опираясь на вопросы педагога и
личные знания.
Подвести детей к составлению небольшого
связного рассказа по картине. Формировать
умение правильно образовывать формы
имѐн существительных в родительном
падеже.

11.

«Вежливые
слова»
Разучивание
стихотворения

Продолжать развивать диалогическую речь.

13.

Описание
предметов по их
признакам

14.

Описание и
сравнение
игрушек (кукол)

15.
16.

Пересказ сказки

Формировать умение описывать предмет, не
называя его. Активизировать употребление
в речи слов, обозначающих действия
(глаголов) и качества предметов
(прилагательных).
Формировать умение описывать и
сравнивать кукол, правильно называя
наиболее характерные признаки;
высказываться законченными
предложениями.
Продолжать развивать умение вести диалог,
выразительно передавая разговор
действующих лиц.

Картинки: «Сбор
урожая на огороде»,
«Овощи», «Фрукты,
ягоды», 2 корзинки.
Иллюстрации
домашних животных;
аудиозапись голосов
домашних животных;
загадки о домашних
животных;
дидактические игры:
«У кого кто?», «Кто
чем питается?».
Подвижная игра
«Мышеловка»
Дидактическая игра
«Похож - не похож»,
Подвижная игра:
«Замри»
Картина «Собака со
щенятами». Игрушки:
собака со щенятами,
утка с утятами,
крольчиха с
крольчатами,
картинка «сорока».
Драматизация сказки
«Добрый мышонок»,.
Стихотворение Е.
Благининой
«Посидим в тишине»,
дидактическая игра
«Скажи ласково»
Игрушки: мяч,
матрѐшка, барабан,
машина, кукла,
корова, утѐнок,
султанчики.
Две куклы – большая
и маленькая, с разным
цветом и длинной
волос. Подвижная
игра «Куклы».
Драматизация сказки
«Заюшкина избушка»

6.

7.

12.

Формировать умение выразительно читать
стихотворение, передавая его настроение.

7

17.

«Моя любимая
игрушка»

Развивать связную монологическую речь
путем составления описательного рассказа с
использованием игрушки при этом чѐтко
называть еѐ признаки, действия.

Игрушки по выбору
детей,алгоритм для
составления
описательного
рассказа.
Игрушка – зайчик
(большой и
маленький), словесная
игра «Ласковые
слова», пальчиковая
игра «Засолка
капусты».
Картинки с
изображением разных
зайчат; три щѐтки:
зубная, обувная,
одѐжная.

18.

«Как зайчонок
нашѐл маму»

Формировать умение составлять
коллективный повествовательный рассказ;
побуждать детей продолжать рассказ,
начатый педагогом.

19.

Описание
предметов по
картинкам

20

«В мире
транспорта»

Продолжать формировать умение
описывать предмет, нарисованный на
картинке, выделяя наиболее существенные
признаки; чѐтко и правильно произносить
звук «щ», слышать этот звук в словах,
выделять его.
Совершенствовать навыки описательного
рассказа.

21

«Мой
любимый
питомец»

Формировать умение составлять
повествовательный рассказ;

Картинки с
изображением
домашних животных

22.

«В мире
профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог,
отвечать на вопросы педагога полными
предложениями.

23.

Описание
предметных
картинок

24.

«День
защитников
Отечества»

Продолжать формировать умение отвечать
на вопросы связно двумя-тремя
предложениями, называя предмет, его
признаки и действия.
Развитие речи через единство развития
словаря с развитием восприятия,
представлений, мышления.

Ноутбук. Слайды:
профессии, станции.
Игрушка Буратино,
карточки с
изображением
профессий, схема
«Профессии»,
предметные картинки
орудий труда
Игрушки: щенок,
утка, кубик, заяц.
Предметы: ящик,
щѐтки, клещи, посуда.
Слайды с
изображением
военных (моряк,
танкист, пограничник,
летчик). Картинки с
изображением
различных родов
войск. Звукозапись
«Военные звуки».

Картинки
«Транспорт» или
игрушки, сигнальные
карточки «Светофор»

8

25.

Составление
описательного
рассказа «Моя
мама»

Продолжать развивать связную
монологическую речь путем составления
описательного рассказа.

26
.

Пересказ сказки

27.

«Звуковая
культура речи:
звуки щ – ч»

Продолжать побуждать детей к
пересказыванию сказки; развивать
монологическую речь, ориентируясь на
картинный план.
Подготовка детей к звуковому анализу слов.
Формировать правильное произношение
звуков «щ-ч» в слогах, словах,
предложениях.

28

«Уроки
Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

29

Описание
предметов и
игрушек

Продолжать формировать умение
описывать предметы, игрушки;
формировать чѐткое и правильное
произношение звука «л» (ль)

30

«Уроки
Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

31

Описание
предметов по их
признакам

32

Составление
рассказа
Закрепление
обобщающих
понятий

Формировать умение описывать предмет, не
называя его. Активизировать употребление
в речи слов, обозначающих действия
(глаголов) и качества предметов
(прилагательных).
Формировать умение создавать картину и
рассказывать о ее содержании.
Продолжать формировать умение
описывать предметы, подбирая нужные по
смыслу слова; формировать чѐткое и

33

Дидактические и
словесные игры:
«Скажи ласково»,
«Какая мама?»,
«Назови детѐныша».
Алгоритм для
составления
описательного
рассказа.
Андерсен Г. Х.
«Гадкий утѐнок»,
картинный план,
игрушка утѐнок.
Стихотворения:
Маршак С.Я. «Про
все на свете»,
Сельвинский И. «Что
правильно?».
Пословица: «Щи да
каша – пища наша».
Чуковский К.И.
«Мойдодыр»,
дидактическая игра
«Умывайся
правильно»,
подвижная игра
«Ровным кругом».
Игрушка кошка.
Игрушки, в названии
которых есть звук
«л», картинки с
изображением
домашних и диких
животных.
Чуковский К.И.
«Мойдодыр»,
дидактическая игра
«Умывайся
правильно»,
подвижная игра
«Ровным кругом».
Игрушка кошка.
Игрушки: мяч,
матрѐшка, барабан,
машина, кукла,
корова, утѐнок,
султанчики.
Набор картинок,
картинки –матрицы.
Картина с
изображением тигра,
персонажи сказки
9

правильное произношение звука «р» (рь)
34

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать
стихотворение Белозерова Т. «Праздник
Победы».

35

«Семья»

Продолжать формировать умение вести
диалог; формировать представления о семье
и еѐ членах.

36

«В гостях у Мухи
– Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога,
умение составлять описательный рассказ.

37

«Литературный
калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи,
сказки, рассказы; знают ли они загадки и
считалки.

«Теремок», фишкиигрушки.
Иллюстрации «День
Победы»,
стихотворение
Белозерова Т.
«Праздник Победы».
ИКТ: презентация
«Семья - детский
сад», дидактические
игры:
«Здравствуйте,
ребята! », «Собери из
частей целое»; клубок
ниток.
Ширма, игрушка
Муха – Цокотуха,
самовар, картинка
«Насекомые в лесу».
Беседа о том, какие
произведения знают
дети.

10

11

Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых
методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия,
дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счѐт
материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметнопространственной среды.

Методическая литература
Автор(ы)
Логинова В.И.,
Бабаева Т.И. и др.
Ушакова О.С.,
Струнина Е.М.
Ушакова О.С.,
Струнина Е.М.

Заглавие
«Детство: Программа развития и
воспитания детей в детском саду»
«Развитие речи детей 4-5 лет»;
программа, методические
рекомендации, конспекты занятий,
игры и упражнения.
«Методика развития речи детей
дошкольного возраста»

Город, издательство, год
издания.
Санкт – Петербург,
«Акцидент», 1997 г.
Москва, издательский
центр «Вентана-Граф»,
2010 г.
Москва, ООО
«Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 2004 г.

Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д.
«Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА
«Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка
друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации: «Семья - детский сад»

Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные
фигурки, муляжи.
1.Демонстрационные картинки:
«Времена года»
«Животные»
«Птицы»
«Сбор урожая на огороде»
«Овощи»
«Фрукты, ягоды»
«Как устроен человек»
Картинки с изображением
различных родов войск.
«Транспорт»

Модели, сигнальные
карточки.
1. Алгоритм для
составления
описательного
рассказа.
2. Картинки –
матрицы для
составления
рассказов.
3. Светофоры.

Литература для детей
Русские народные сказки:
«Теремок», «Гуси – лебеди»,
«Жихарка», «Зимовье зверей»,
«Лисичка со скалочкой» и др.
Стихотворения: Барто А.Л.,
Благинина Е., Александрова З.
и др.
Рассказы: Зощенко М.,
Чарушин Е., Толстой Л. и др.
Сказки: Чуковский К.И.,
Жуковский В., Одоевский В.,

12

«Правила безопасного поведения
на дороге»
Иллюстрации «День Победы»
«Насекомые»
2. Картины: «Кошка с котятами»,
«Собака со
щенятами», «Насекомые в лесу».
3. Муляжи овощей и фруктов.

Пушкин А.С. и др.

Перечень произведений детской художественной литературы
Автор
Название
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Русская народная сказка
«Посидим
в тишине»
Благинина Е.
«Добрый мышонок»
Данько В.Я.
«Про все на свете»
Маршак С.Я.
«Что правильно?»
Сельвинский И.
«Мойдодыр»
Чуковский К.И.
«Праздник Победы»
Белозеров Т.
«Муха-Цокотуха»
Чуковский К.И.
«Первое мая» - отрывок
Аким Я.Л.
Игры по развитию речи
Игры дидактические
Игры сюжетно ролевые
Игры подвижные, игровые
упражнения
«Составь картинку»
«Дочки – матери»
Физминутки:
«Что у человека по два» «Овощной магазин»
«Мы капусту рубим»
«Вершки-корешки»
«Как зайчонок маму
«Зайцы скачут»
«Из чего салат?»
искал»
«Солнышко»
«Вершки-корешки»
«Шофѐры»
«Засолка капусты»
«Что из чего?»
«Едем, едем на машине»
«У кого кто?»
Подвижные игры: «Мышеловка»
«Кто чем питается?»
«Замри»
«Похож – не похож»
«Куклы»
«Скажи ласково»
«Солнечные зайчики»
«Где спрятался звук «с»
«Где мы были, мы не скажем, а что
«Помоги Солнышку»
делали – покажем»
«Ласковые слова»
«Что изменилось? »
«Четвертый лишний»
«Самолѐт»
«Кем быть»
«Акула»
«Кому нужны эти
«Ровным кругом»
вещи?»
«Светофор»
«Расскажи о профессии
«Небо, море, земля, рельсы»
военного»
«Горелки»
«Какая мама?»
«Назови детѐныша»
«Назовите
предметы,
которые
понадобятся
для умывания»
«Умывайся правильно»
«Связующая нить»
«Собери из частей
целое»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Пальчиковая гимнастика», Л.П. Савина.
«Развитие речи детей 4-5 лет», О.С.Ушакова.- М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.
«Читаем детям», З.Г. Сахипова.
Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий
центр «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».