Программа Умный карандаш

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной программе
МАДОУ д\с «Огонѐк» (Приказ о дополнительных услугах на
бесплатной основе № 54\3 от 01.09.2023г.; приказ о дополнительных
услугах на платной основе № 54\2 от 01.09.2023г.;)
Актуальность:
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация
движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и
мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из
показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с
проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины
дефекта, различных сторон психической деятельности. У детей этой
категории, наряду с нарушениями различных психических функций,
оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и
процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое
восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая
моторика, эмоционально – волевая сфера. Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто
испытывают серьѐзные трудности в овладении навыком письма. Техника
письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой

моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к
возникновению негативного отношения к учѐбе, тревожного состояния
ребѐнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические
упражнения
игры и действия с
предметами.
Вид программы:
Модифицированная
Направленность программы:
Естественно-научная
Адресат программы: Программа предназначена для правильного развития
мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в
формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Срок и объем освоения программы:
1 год, 36 педагогических часа, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часа.
Форма обучения:
очная

Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа

Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень
1 час в неделю;
36 часов в год.

1. Пальчиковая гимнастика
4 часа
2. Оригами
6 часов
3. Конструирование
6 часов
4. Графические упражнения
4 часа
5. Игры и действия с предметами. 16 часов

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать
тетрадь на парте во время письма, умению держать карандаш.
2. Учить детей владеть графическими навыками письма.
3. Учить детей дорисовке, обводке, штриховке рисунков.
4. Познакомить с основными правилами штриховки:
 не выходить за контуры фигуры;
 соблюдать параллельность линий;
 не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
 научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю,
среднюю линии).
5. Учить ориентироваться на листе
бумаги.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами
рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со

зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Ожидаемые результаты:

Знать

Уметь
Владеть

Стартовый уровень
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная,
бархатная);понятие “оригами”, “шаблон”; виды штриховки
(вертикальная, горизонтальная, по диагонали); понятие
«конструктор»; «мозаика»; гигиенические правила письма;
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам,
вчетверо, гармошкой); изготавливать детали по шаблону;
штриховать; работать с трафаретами
ориентацией на листе бумаги в клеточку, в тетради; выполнять
штриховку, соблюдая правила
1.3. Содержание программы
«Умный карандаш»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1

№
п/п
1

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория

6
1 час
“Пальчиковая
часов
гимнастика” дети
знакомятся с
комплексами
упражнений,
которые дают
пальцам
полноценный отдых,
развивают их
ловкость,
подвижность, а

Формы
аттестации/контроля

Практика

5 часов

-

веселые стишки
помогают детям
снять напряжение.
На пальцах и на
ладонях есть
“активные точки”,
массаж которых
положительно
сказывается на
самочувствии,
улучшает работу
мозга. Данные
упражнения
способствуют
поддержанию
хорошего тонуса.
1.1

“Оригами” дети
знакомятся со
свойствами бумаги,
постигают начало
плоскостной и
пространственной
геометрии.

4
1 час
часов

3 часа

Выставки
участие в конкурсах

1.2

1 час
“Конструирование” 4
часов
в процессе
деятельности
изображают
предметы их
действительности,
создают
элементарную
скульптуру, что
способствует
развитию детского
творчества,
обогащению детей
изобразительными и
техническими
умениями, созданию
интереса к данному
виду деятельности;
дети развивают
координацию кисти,
логическое
мышление и

3 часа

самостоятельные
работы

пространственное
воображение, учатся
пользоваться клеем и
ножницами.
1.3

6
1 час
“Графические
часов
упражнения” игра
поможет улучшить
координацию
движения пальцев и
кистей рук, развить
мускульную и
тактильную память,
кроме этого ребенок
учится правильно
держать ручку и
карандаш, что очень
важно в процессе
деятельности..

5 часов

-

1.4

2 часа
“Игры и действия 16
с предметами” для часов
формирования
тонких движений
рук,
совершенствования
двигательных
навыков, развития
моторных
координаций и
оптикопространственных
представлений
используются
предметы различные
по размеру,
материалу, фактуре,
структуре.

14 часов

выставки
графических работ 
участие в конкурсах

Содержание учебного плана
Тема 1. Диагностика. Выложи из веревочки. Выложи фигурки из
счетных палочек.
Теоретическая часть: Знакомство.
Правила техники безопасности.
Организация рабочего места.
Практическая часть: Выкладывание предметов с помощью
веревочек и счетных палочек: «Бантик», «Змейка», «Ёлочка»,
«Домик». Пальчиковая гимнастика «На лесной полянке». Начальная
диагностика.
Тема 2. Узоры на крупе. Дорожка из фасоли. Лабиринты.
Теоретическая часть: Беседа о разных видах круп. Цвет, размер,
форма.
Практическая часть: Задания: «Нарисуй пальчиком узоры на крупе».
«Выложи дорожки из фасоли». «Помоги животным добраться до
середины лабиринты». Пальчиковые упражнения «Дождик», «Грибок».
Тема 3. Проведи линии по точкам.
Теоретическая часть: Пространственные представления: слева,
справа, вверху, внизу.
Практическая часть: Проведение линий по точкам. Пальчиковые
упражнения «Собираем ягодки».
Тема4. Дорожки. Пространственные представления.
Теоретическая часть: Верхний правый угол, нижний правый угол,
нижний левый угол, верхний левый угол.
Практическая часть: Обведение дорожек. Пальчиковое упражнение
«Шарик».
Тема 5. Геометрические фигуры.
Теоретическая часть: Круг, квадрат, треугольник. Свойства фигур.
Практическая часть: Вписывание различных
геометрических фигур друг в друга. Пальчиковое
упражнение «Фонарики».
Теоретическая часть: Растения. Части растений.
Практическая часть:
Пальчиковое упражнение «Солнышко».

Тема 6. Овощи. Фрукты.
Теоретическая часть: Овощи. Фрукты. Цвет, форма, размер.
Практическая часть: Придумывание загадок-описаний овощей и
фруктов. Обведение овощей и фруктов по точкам. Игра «Вершки и
корешки».

Тема 7. Домашние животные. Дикие животные.
Теоретическая часть: Домашние и дикие животные. Образ жизни
животных.
Практическая часть: Придумывание загадок-описаний
Тема 8. Предметы.
Теоретическая часть: Цвет, форма, размер предметов. Назначение.
Практическая часть: Штрихование предметов по точкам.
Пальчиковое упражнение «Зайчик». Пальчиковое упражнение
«Медведь».
Тема 9. Солнышко.
Теоретическая часть: Неживая и живая природа.
Практическая часть: Отгадывание загадок о природе. Обведение
солнышка по точкам. Раскрашивание облаков. Пальчиковое упражнение
«Жираф».
Тема 10. Домики.
Теоретическая часть: Дом. Части дома. Архитектор и строитель.
Машины-помощники.
Практическая часть: Работа с конструктором «Лего». Штрихование
домиков. Пальчиковое упражнение «Бегемот».
Тема 11. Клеточка.
Теоретическая часть: Верхний правый, нижний
правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол,
середина. Практическая часть: Рисование предметов
по клеточкам. Пальчиковое упражнение «Ежик».
Тема 12. Клеточка.
Теоретическая часть: Верхний правый, нижний правый угол, нижний
левый угол, верхний левый угол, середина, диагональ.

Практическая часть: Рисование предметов по клеточкам. Пальчиковое
упражнение «Черепаха».
Тема 13. Природа.
Теоретическая часть: Виды цветов и насекомых. Взаимосвязь.
Практическая часть: Нарисуй по точкам цветы и насекомых. Пальчиковая
игра «Цветок». Конструирование из прищепок и цветной бумаги бабочек.
Тема 14. Овощи-фрукты.
Теоретическая часть: Цвет, форма, размер.
Практическая часть: Игра «Что где растѐт». Нарисуй по клеточкам
овощи и фрукты.
Тема 15. Детали.
Теоретическая часть: Что такое деталь. Назови детали стула, стола,
Машины.
Практическая часть: Работа с конструктором «Собери из данных деталей
машину». Дорисуй недостающие детали у машины, велосипеда, чашки, стула
и стола. Пальчиковое упражнение « Ракета».
Тема 16. Рисование двумя руками.
Теоретическая часть: Пространственные представления: справа, слева,
вверху, внизу.
Практическая часть: Рисование домиков, лягушки двумя руками
одновременно. Пальчиковое упражнение «Стул», «Стол».
Тема 17. Цифры.
Теоретическая часть: Количественный и порядковый счѐт.
Практическая часть: Конструирование цифр из палочек и тонкой
проволоки. Обведение по конуру цифр. Самостоятельная работа.
Тема 18. Буквы.
Теоретическая часть: Назначение букв. Когда появились буквы?
Практическая часть: Конструирование букв из палочек и тонкой
проволоки Обведение букв по контуру.
Тема 19. Путешествие в Страну знаний.
Теоретическая часть: Знакомство с правилами письма
Практическая часть: Правильная посадка при письме, положение

карандаша (ручки) при работе в тетради. Обведение по контуру.

Тема 20. Клетка.
Теоретическая часть: Ориентировка на листе бумаги по клеточкам
Практическая часть: Обводка и раскраска клеточек в разные цвета.
Штриховка. Рисунок в клеточке. Пальчиковая игра «Мартышки»,
«Петушок».

Тема 21. Радуга-дуга.
Теоретическая часть: Вертикальные и горизонтальные линии.
Прописывание дуги. Понятия «верхняя строчка», «нижняя строчка»,
«слева», «справа».
Практическая часть: Обводка и рисование трафаретов. Кружочек в
клеточке. Рисунки в клеточке. Пальчиковая игра «Замок», «Осьминог». Игра
«Встать, сесть, хлопки».

Тема 22. Заборчик.
Теоретическая часть: Чередование элементов. Письмо крючков с
закруглением вниз, вправо и влево. Группировка элементов. Письмо
наклонных палочек с первого верхнего и левого верхнего угла.
Практическая часть: Безотрывное письмо заборчиков. Игры «На что
похожа», «Тень». Пальчиковая гимнастика с бусами.

Тема 23. Флажок.
Теоретическая часть: Письмо групп палочек, соединенных между собой.
Чередование палочек и флажков в разных направлениях.
Практическая часть: Рисунок в клеточке (цветы). Зрительный диктант.
Слуховой диктант. Игры: «Тревога», «Хлопки», «Ку-ку». Работа со
скрепками. Пальчиковая игра: «Пирожки».

Тема24. Геометрические фигуры
Теоретическая часть: Чередование элементов. Составление колпачков
разной формы. Чередование колпачков разной формы.

Практическая часть: Рисунки в клеточках (разной геометрической
формы) – яблоко, цыпленок, грибок, флажок. Зрительный диктант.
Продолжи ряд геометрических фигур. Игры: «Жесты», «Встать! Сесть!»
Пальчиковая игра: «Гнездо», «Флажок».

Тема25. Орешки для белки.
Теоретическая часть: Письмо овалов от опорной точки. Чередование
группы крючков.
Практическая часть: Составление колпачков-овалов и прямых линий.
Косая штриховка. Письмо косых линий разной величины. Составление
рисунка из букв по крючкам – зрительный диктант. Самомассаж ладошек с
помощью колючего мячика.

Тема26. В шахматном порядке.
Теоретическая часть: Написание кружков в шахматном порядке.
Практическая часть: Написание крючков с различными закруглениями и
разворотом. Чередование элементов. Чередование колпачков из овалов и
кругов различной величины и различной штриховки. Зрительный диктант.
Слуховой

Тема27. Ритм.
Теоретическая часть: Прописывание элементов букв, выкладывание,
рисование и штриховка разных геометрических фигур в определенной
последовательности.
Практическая часть: Зрительные диктанты, составление картинок по
клеточкам. Слуховой диктант. Игровые упражнения с сыпучими
материалом (гречка) «Собери узор».

Тема28. Али-баба.
Теоретическая часть: Самомассаж. Раскрась буквы А, а.
Практическая часть: Найди и раскрась самую большую букву А. Обведи
линии. Напиши буквы А самостоятельно. Впиши в слова букву А. Напиши
заглавную и строчную буквы А,а (прописные) по образцу. Прочитай и
напечатай слоги с буквой А. Пальчиковая игра «Аист». Работа с мозайкой.

Тема29. Королевич Елисей.
Теоретическая часть: Самомассаж. Раскрась буквы Е, е.
Практическая часть: Соедини точки так, чтобы получилась буква Е.
Обведи линии. Напиши букву Е самостоятельно. Впиши в слова букву Е.
Напиши заглавную и строчную буквы Е, е (прописные) по образцу.
Выкладывание буквы из счѐтных палочек.

Тема30. Ослик Иа.
Теоретическая часть: Самомассаж. Раскрась шарики с буквой И красным
карандашом, а шарики с буквой Й – зелѐным
Практическая часть: Обведи линии. Напиши букву И самостоятельно.
Впиши в слова букву И. Напиши заглавную и строчную буквы (прописные)
по образцу. Игровые упражнения со скрепкой.

Тема31. Оле Лукойе.
Теоретическая часть: Раскрась буквы О, о.
Практическая часть: Соедини центры планет с центром звезды. Обведи
линии. Напиши букву О самостоятельно. Впиши в слова букву О. Напиши
заглавную и строчную буквы (прописные) по образцу. Пальчиковая игра
«Очки». Конструирование буквы О из верѐвочки.

Тема32. Электроник.
Теоретическая часть: Раскрась буквы Э, э.
Практическая часть: Рассмотри узоры из букв. Какую букву заменили?
Обведи линии. Напиши букву Э самостоятельно. Впиши в слова букву Э.
Напиши заглавную и строчную буквы (прописные) по образцу. Пальчиковая
игра «Эскимо».

Тема33. Чудо-юдо рыба-кит.
Теоретическая часть: Раскрась буквы Ю, ю.
Практическая часть: Угадай букву и допиши еѐ. Обведи линии. Напиши
букву Ю самостоятельно. Впиши в слова букву Ю Напиши заглавную и
строчную буквы (прописные) по образцу. Пальчиковая игра «Юла».

Тема34. Раскрась буквы Я, я.
Теоретическая часть: Емеля.
Практическая часть: Зачеркни все буквы Я и прочитай, что получилось.
Обведи линии. Напиши букву Я самостоятельно. Впиши в слова букву Я.
Напиши заглавную и строчную буквы (прописные) по образцу. Пальчиковая
игра «Яблочко».

Тема35. Страна Азбука (обобщающее занятие).
Теоретическая часть: Гласные буквы
Практическая часть: Воспроизведение рисунков, узоров по памяти.
Превращения букв в различные предметы.

Тема36.
Практическая часть: выставка рабочих тетрадей

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
1 раза в неделю
с 04.09.2023 по 31.05.2024 г.
-

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Игровая комната, рабочие тетради и
карандаши

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:




Конкурс
Творческая работа
Выставка

2.4. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Игровой
 Проектный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Выставка

Педагогические технологии:
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Проектная технология



Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Инструкции

2.6.

Список литературы

1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва:
“Инфолайн”, 2003. 2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. –
М.: “Фким”, 2000. 207 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
“Просвещение”, 2001. 93 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и
красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула:
“Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”,
2004.
9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
“Академия развития”, 2008. 190 с.
11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных
классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт –
Петербург: 2005.40 с.
14 Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
15. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
16. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по
подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».