Рабочая программа Логопедической группы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
1.2. Цель программы
1.3. Основные задачи
1.4. Принципы построения коррекционной программы
1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
2. Содержание образовательной деятельности
2.1. Особенности организации образовательного процесса
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
3.2. Перспективный план работы в старшей группе
3.3. Перспективный план работы в подготовительной группе
3.4. Диагностика

2

1. Пояснительная записка
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли,
установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением
письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).
С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте
у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического
строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти,
навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении
детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем – и программы общеобразовательной школы.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую
полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения
чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
1.1. Нормативные документы
Предлагаемая программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Программа разработана в соответствии
с нормативными правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».


3

1.2. Цель программы
Цель программы — сформировать правильную и чистую речь, а также полноценную фонетическую систему языка, фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.3. Основные задачи программы
раннее выявление и предупреждение речевых нарушений;
исправление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
 формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
 формирование навыков к учебной деятельности;
 осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников (сюда входит
и обучение их по воспитанию артикуляционных навыков у детей), а также с педагогами СП для закрепления пройденного материала.




1.4. Принципы построения коррекционной программы
Содержание программы определено с учетом общедидактических принципов, которые для
детей с речевой патологией приобретают особую значимость, от простого к сложному: систематичность, конкретность и повторяемость материала и специфических принципов.
Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся воспитанников и сверстников,
имеющих речевые нарушения, и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, медицинского работника дошкольного учреждения и воспитателей.
1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается
с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

4

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающих состояние всех
компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).
При I уровне речевого развития речевые средства ребенка ограниченны, активный словарь
практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов.
Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов,
явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер.
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограниченна способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко II уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных
высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование
прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных
цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей
выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все
части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки
в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
IV уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры
слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ
слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости
слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели незакончившегося процесса фонемообразования.
5

Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании
сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания
и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.
Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности
развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:



















понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец
слова;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
составлять слово из отдельных звуков;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями,
владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных
и увеличительных форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами
языка;
использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;
употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки»,
«согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;
определять звонкость-глухость согласных звуков;
составлять графические схемы слов, предложений;
строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием
терминологии;
пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать).

2. Содержание образовательной деятельности
Реализация адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ строится с учетом:
особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями)
на каждом этапе включения;
 особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;
 вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;


6

критериев готовности ребенка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса;
организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка
в инклюзивной группе.




Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психологомедико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
Цели коррекционно-развивающей работы:
1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении
образовательной программы.
2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
3. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Основными общеразвивающими задачами по выполнению адаптированной образовательной
программы в группе комбинированной направленности являются:








развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности;
сохранение и укрепление здоровья;
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной
как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
формирование у детей общей культуры.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза, в целях предупреждения возможных нарушений процессов языкового
анализа и синтеза на этапе начального школьного обучения.
4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с общим
недоразвитием речи.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи дошкольников.
7. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
8. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.
7

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, педагогом-психологом), воспитателями;
 регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк).


Теоретической и методологической основой программы являются положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения, исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями детей в ходе освоения основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования:








личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка;
реализация задач профессиональной коррекции речевых нарушений детей в формах,
специфичных для детей группы компенсирующей направленности, прежде всего
в форме игры, познавательной, речевой и коммуникативной деятельности;
сотрудничество с семьей;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах познавательной и коммуникативной деятельности;
возрастная адекватность профессиональной коррекции речевых нарушений детей (соответствие условий, методов возрасту и особенностям развития).

В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
 деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.




Исходя из специфики образовательной деятельности в структурном подразделении для детей с ОВЗ созданы условия для осуществления профессиональной коррекции детей с речевыми
нарушениями в логопедической группе.
Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого
развития у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
8

Выявление воспитанников для зачисления в логопедическую группу: в феврале проводится
мониторинг речевых особенностей воспитанников в средней, старшей группах, затем по результатам дети направляются на республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию РПМПК, при получении логопедического заключения воспитанники зачисляются в логопедическую группу. Результаты обследования детей заносятся в речевые карты.
Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется с учетом специальной программы – Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет.
Приоритетным направлением деятельности является формирование у детей фонетически
четкой, лексически богатой, грамматически правильной связной речи.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в СП:




выявление детей, имеющих речевые нарушения;
коррекция речевых нарушений;
профилактика.

Организация системы логопедического воздействия строится на принципах:





доступности;
гуманности;
индивидуального и дифференцированного подхода;
последовательности и систематичности.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на:










устранение речевого эффекта;
знакомство со звуками речи, развитие умения различать их в речевом потоке, выработку
самоконтроля за правильным произношением;
обучение осознанному чтению и предупреждение письменных ошибок с помощью
звуко-буквенного анализа;
подготовку руки к письму;
совершенствование общей и мелкой моторики;
развитие словаря, грамматики, интонации;
ознакомление с окружающим миром;
тренинг внимания, памяти, работоспособности, мышления и познавательного интереса;
обеспечение личностной готовности к школьному обучению.

Реализация задач коррекционно-развивающей работы с детьми в группе компенсирующей
направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее — ОНР).
Основными формами работы с детьми в группе коррекционной направленности является
групповая и индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
9

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих
возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Для комплексного воздействия предусматривается вовлечение в коррекционный процесс родителей, специалистов ДОУ, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе непосредственной организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах.
В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели группы развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас и совершенствуют грамматический строй речи. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающих определенные трудности в овладении программой. Учет индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми. План лого-коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребенка с ОНР (сентябрь) и корректируется на второй год обучения (сентябрь). В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе
логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях,
навыках ребенка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных
занятий учитываются возраст ребенка, структура речевого дефекта, его индивидуально-личностные особенности. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР в содержание обучения и воспитания введены лексические темы. Их подбор и расположение определены такими
принципами, как сезонность и социальная значимость, и совпадают с перспективным тематическим планированием образовательного процесса детского сада. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа — концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же
тем год от года углубляется и расширяется.
Индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. Индивидуальные
занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение
словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка
звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков
и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.

10

На индивидуальных занятиях проводится работа по:
активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного
аппарата;
 подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
 постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.


Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми проводятся в дневное время и два раза в неделю (в соответствии
с графиком работы учителя-логопеда) или во вторую половину дня.
Схема проведения индивидуального логопедического занятия
1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:





упражнения для челюстей;
упражнения для губ;
упражнения для языка;
мимические упражнения.

2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:



пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:
постановка звука;
автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;
 упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы).





На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми
детьми, или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи — на базе пройденного речевого материала.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
При отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольника, по11

тенциальные возможности развития психических процессов детей: восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. По структуре занятия носят комплексный характер, включающий игры и игровые упражнения на усвоение и закрепление нового материала, повторение изученного, обеспечив взаимосвязь с общей темой и целью занятия, а также взаимообусловленность
этапов внутри общей структуры. Предусмотрены приемы, обеспечивающие активную речевую
и познавательную деятельность детей, закрепление лексико-грамматических категорий, упражнения по закреплению правильного произношения заданного звука (на материале слогов, слов,
предложений и текстов), по формированию фонематического слуха и восприятия, по овладению
навыками элементарного анализа и синтеза, а также задания на развитие слухоречевой памяти.
Профессиональная коррекция осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения
и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются
воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребенка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В рабочие дни воспитатели работают с ребенком по тетради, в конце недели тетрадь передается
родителям для выполнения домашних заданий. Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию коррекционного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание
групповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании, подгрупповых и индивидуальных занятий – в индивидуальных маршрутах коррекции и индивидуально-ориентированном планировании.

Структура логопедического занятия на этапе подготовки артикуляционного аппарата
к постановке звука и постановки звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика:
а) общие артикуляционные упражнения;
б) специальные артикуляционные упражнения;
в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
а) положение губ;
б) положение зубов;
в) положение языка (кончик, спинка, корень);
г) участие голосовых складок;
д) характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание,
игры на звукоподражание. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка
проводим с положительной направленностью.

12

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
4. Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный, согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий).
7. Развитие фонематического слуха.
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10.Автоматизация звука в предложениях, стишках, скороговорках.
11.Автоматизация звука в тексте. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10.Дифференциация звуков в предложениях, стихах, скороговорках.
11.Дифференциация звуков в текстах.
12.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной
направленностью.
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными
требованиями типовой программы детского сада. Логопедические занятия в группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и групповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.
В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная
их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на групповых занятиях.
13

На индивидуальных занятиях проводится работа по:
1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
 развитие понимания речи;
 активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических
 развитие произносительной стороны речи;
 развитие самостоятельной фразовой речи.

средств языка;

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
1) словарного запаса;
2) грамматически правильной речи;
3) связной речи;
4) звукопроизношения, развития фонематического слуха и слоговой структуры.
Фронтальные занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень развития
речи)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей
является продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Шестилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным
материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:




связной речи;
словарного запаса, грамматического строя;
произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
14

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.
В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательновоспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические
родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В комбинированной группе направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей
работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают
в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Для результативного и эффективного взаимодействия с родителями используется дидактический материал под редакцией Т.Н. Дороновой «Детский календарь». Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как
можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше
организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог
с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители
смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя,
взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет
залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедической группе детского сада
лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые
будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора
на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной
из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах
на стендах и в папках «Специалисты советуют».
Специально для родителей детей, посещающих группы комбинированной направленности,
в приемных групповых ячеек оформляются родительские уголки, которые помогают родителям
15

организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

3. Организационный раздел
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Спирт.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные пузыри,
перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп
(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения[1].
9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы
речи[2].
10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания
стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», «Играйка-различайка», «Играйка-читайка».
14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп[3].
16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений
(семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове,
пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)
19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового
анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки»,
«Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
20. Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.
21. Слоговые таблицы.
22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
16

23. «Мой букварь»[4].
24. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино
(для формирования и активизации математического словаря).
25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро
в школу», «Собери портфель» и т. п.).
27. Магнитофон, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.

3.2. Перспективный план работы в старшей группе ДОУ (ОНР)
Обследование детей (первые две недели сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I период обучения
(вторая половина сентября — ноябрь)
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим
голосом.
Звукопроизношение
1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]-[м’], [б]-[б’], [д][д’], [н]-[н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п]-[п’], [т]-[т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих
в произношении звуков (индивидуальная работа).
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова
(стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
17

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки,
хлопки).
2. Знакомство со звуками [м], [б], [д], [г], [в], [н].
3. Выделение ударного гласного в словах.
4. Подбор слов на гласные звуки.
5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [иа].
6. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну.
7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук
в слове») — на материале изученных звуков.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам 1-го периода.
Грамматический строй речи
1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа
во множественное число.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа
(яблоко растет, яблоки растут).
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое,
мои.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме
«Овощи, фрукты» и т. п.
7. Согласование числительных два и пять с существительными.
Развитие связной речи
1. Составление простых распространенных предложений.
2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: «Грибы», «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные».
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Развитие мелкой моторики
1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

18

II период обучения
(декабрь, вторая половина января, февраль)
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной,
восклицательной.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих
в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок),
в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале
слова (сметана).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу,
носки).
2. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, кит, сук, мышь).
3. Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [х], [с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж].
4. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.
5. Выделение твердых и мягких согласных звуков в начале и конце слова (дом, лес, день,
лось).
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам второго периода.
Грамматический строй речи
1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения
(в, из, к, от, по).
5. Образование притяжательных прилагательных по темам II периода обучения.
6. Образование глаголов движения с приставками.
7. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Посуда».
8. Согласование числительных два и пять с существительными.
19

Развитие связной речи
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
2. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.
Развитие мелкой моторики
1.
2.
3.
4.

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
III период обучения
(март, апрель, первая половина мая)

Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих
в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива,
пылинка, карандаш).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1.
2.
3.
4.

Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л]-[л’], [р]-[р’].
Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и],
составление схем слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.).
Дифференциация на слух парных согласных [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з][с] в словах (бочка — почка, удочка — уточка и т. д.).

Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам третьего периода.
Грамматический строй речи
1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
2. Согласование числительных два и пять с существительными.
20

3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов изза, из-под, около, возле и др.
4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный — длиннее — самый
длинный).
5. Образование наречий от прилагательных (быстрый — быстро) и др.
6. Закрепление способов образования новых слов с помощью суффиксов.
7. Изменение глаголов прошедшего времени в роде, числе.
8. Образование относительных прилагательных.
Развитие связной речи
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Развитие мелкой моторики
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Усложнение работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
3.3. Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ (ОНР)
Обследование детей (первые две недели сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I период обучения
(вторая половина сентября — ноябрь)
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному
и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким
и тихим голосом.
Звукопроизношение
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
2. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных
[м]-[м’], [б]-[б’], [д]-[д’], [н]-[н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п]-[п’], [т]-т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х][х’].
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
21

Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова
(стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
(фонематического, слогового, анализа предложения)
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки,
хлопки).
2. Знакомство с гласными [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2–3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. д.).
5. Подбор слов на гласные звуки.
6. Знакомство с согласными звуками [м]-[м’], [б]-[б’], [д]-[д’], [н]-[н’], [в]-[в’], [г]-[г’],
[п]-[п’], [т]-[т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
8. Знакомство с понятием «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый
согласный звук» и «мягкий согласный звук».
9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
10.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак
и т. п.).
11.Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, Х.
12.Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам первого периода.
Грамматический строй речи (по лексическим темам I периода)
1. Отработка падежных окончаний существительных единственного числа.
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа
во множественное число.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа
(яблоко растет, яблоки растут).
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме
«Овощи, фрукты» и т. п.
7. Согласование числительных два и пять с существительными.
Развитие связной речи
1. Составление простых распространенных предложений.
2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
22

3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: «Грибы», «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные», «Перелетные
птицы», «Зимующие птицы».
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Развитие мелкой моторики
1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4. Печатание пройденных букв в тетрадях.
II период (декабрь, вторая половина января, февраль)
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной,
восклицательной.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих
в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок),
в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале
слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
1. Знакомство со звуками [с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч] и буквами С, З, Ц, Ш, Ж,
Щ, Ч.
2. Учить полному звуковому анализу слов типа муха, шкаф, аист, кошка (на материале
изученных звуков).
3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы
слова обозначить твердые согласные синим, а мягкие – зеленым цветом).
4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог как часть слова».
6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений
без предлогов, а затем с простыми предлогами
(|_ _ _).
23

7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж и Ш.
1. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
2. Обучить послоговому чтению слов.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам второго периода.
Грамматический строй речи
1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных в единственном
и множественном числе.
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Согласование существительных с числительными.
4. Образование названий детенышей животных.
5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по темам II периода обучения).
6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
7. Уточнение значений простых предлогов места (в, на, за, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами
с использованием символов предлогов.
Развитие связной речи
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
2. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.
Развитие мелкой моторики
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
5. Составление букв из элементов.
6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
1.
2.
3.
4.

III период обучения
(март, апрель, вторая половина мая)
Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
24

Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих
в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной
звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
1. Знакомство со звуками [й], [л], [л’], [р], [р’]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё,
Ю.
2. Обучать звуковому анализу слов из 3–6 звуков без наглядной основы, подбору слов
по моделям.
3. Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме:
а) с помощью мягкого знака в конце и середине слов (конь, коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам третьего периода.
Грамматический строй речи
1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных
предложений с союзами и союзными словами.
3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степеней
сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).
4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению
предложений с данными словами.
5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар).
Развитие связной речи
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
25

Развитие мелкой моторики
1.
2.
3.
4.
5.

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Составление букв из элементов.
Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

3.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Для проведения индивидуальной диагностики учителем-логопедом используются «Речевые
карты для обследования ребенка дошкольного возраста «Карты динамического обследования дошкольника» и стимульный материал для проведения обследования» О.И. Крупенчук.
Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет является выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой
системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития
языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Диагностика
проводится учителем-логопедом в течение сентября.
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу
в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
Речевая карта к программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с четырех до семи лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении
трех лет.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется также воспитателями, музыкальным руководителем в начале учебного года. Все педагоги заполняют диагностические альбомы.

26

Перечень литературных источников
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и
произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.
Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.
Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,
2011.
Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.:
КАРО, 2010.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недораз-витием речи. — М., 2002.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. —
СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.:
ДРОФА, 2008.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.
Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.:
ВЛАДОС, 2007.
Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у
дошкольников). – СПб., 2014.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.
— СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.:
Национальный книжный центр, 2016.
27

Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.
Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников.
Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 20115.
Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой.
— СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.
— СПб.: КАРО, 2006.
Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.:
В. Секачев,2007.
Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у
детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.:
Академия, 2004.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.
Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н.
М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004.
Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.
28

Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования
речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у
детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста. — М., 2005.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.
Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.
Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7
лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. —
М.: Мозаика-Синтез, 2001.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».