Рабочая программа Финансовая грамотность 2023-2024

I.

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новоенаправление в
дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о
необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети
получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста
в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются
основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм.
Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Образовательная программа (далее – Программа) разработана в целях финансового
просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали
проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного
возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой
форме.
Содержание программы определено с учѐтом дидактических принципов: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в
соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
Цели реализации программы:
формирование первичных экономических представлений и компетенций;
развитие экономического мышления дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимыхдля
рационального поведения в сфере экономики.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
 познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
 раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к
восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как
честного способа их заработать;
 сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к
финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
 подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
 заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению иконтролю
над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
 научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
 обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:















трудиться, работать и зарабатывать;
деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности,
осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических
отношений между людьми в обществе;
подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
активизировать коммуникативную деятельность детей;




стимулировать интерес к изучению мира финансов;
сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и
овладению финансовой грамотностью;
 способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для
достижения успеха в жизни;
 обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах формирования финансовой культурыребѐнка.
Срок реализации «Программы» – 2 года.
Программа построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение
курса на два концентра.
1- й концентр (1 год обучения – 36 занятий) – базовый модуль «Финансовая азбука», в
ходе реализации которого формируются первичные экономические представления
дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги»,
«семейный бюджет».
2- й концентр (2 год обучения – 36 занятий) включает разделы: «Потребности и труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», развивающие и углубляющие представления дошкольников
по основным темам курса через различные виды деятельности:
 непосредственно образовательная деятельность;
 игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другиевиды
игры;
 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
 познавательно-исследовательская деятельность;
 восприятие художественной литературы и фольклора;
 конструирование из разного материала;
 изобразительная деятельность;
 двигательная форма активности ребенка.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем
непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более
25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. Так как курс Программы направлен на
освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую
половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно
образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих
экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной
жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в
базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения,
народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного
детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность
и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель
— воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать
деньги и любящего свою страну.
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих
потребностей, научатся:







регулировать потребности в соответствии с возможностями,
выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
понимать значимость труда,
выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
разумно расходовать деньги,



понимать необходимость экономии семейного бюджета.

С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде,
товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации
Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их
обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном
занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в
программе отведено 4 занятия.
Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения,
различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы,
упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как
отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить
уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий,
средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.

II.

Содержательный раздел программы.

2.1 Формы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей.
С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными
участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные
мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятияисследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную
ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие,
взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.





Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
игровые (игры, игровые упражнения, игровые приѐмы, интерактивные театральныеминипостановки и др.);
словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение
художественной литературы, пояснение и др.);
наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов,
зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребѐнок осваивает и
познаѐт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для
дошкольника естественно.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом
и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную
активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх
моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту
ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в
себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать
задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В
повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребѐнком можно поговорить о финансах.
Знания и навыки, приобретѐнные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать
экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского
возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных
методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения
внутреннего мира ребѐнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника
достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед,
интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,
методический приѐм, включающий совокупность условий, направленных на решение
практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной
деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления
действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно
соответствующий природе ребѐнка и современным задачам обучения и воспитания.
Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня

исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику еѐ
решения. Решение же находит сам ребѐнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при
реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного
содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьѐй. Темы папок самые
разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идѐм в магазин», «Мы идѐм в банк», «Мы
планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы
с ней. Родители берут эти папки на определѐнный срок (выходные дни, праздники),
занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется
«обратная связь» с семьѐй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида
детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательноисследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психологопедагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое
развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным
вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для
родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной,
трудовой деятельности детей и взрослых.
Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить
двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную
атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во
время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и
внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному
мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих
негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с
физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических
упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры),
направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его
познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия
показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью,
непоседливым,
вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью
психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный
настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными
образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве
методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации
Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для
приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный
институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к
единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей,
которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в

формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного
учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной
Программе, о ходе еѐ реализации, о специфике образовательного процесса, возможность
обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать
образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда
занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями,
которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного
взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Взаимодействие с
семьями
дошкольников и
социумом
Единое
образовательное
пространство

Широкое
информационное поле

Создание условий
Наблюдение и
контроль

Формы взаимодействия

Родительский клуб: проведение
лекций, семинаров, практикумов, бесед,
тренингов; создание библиотеки;
педагогическая поддержка; папкипередвижки, проекты, пособие для
родителей «Финансовая культура в
семье», семейные конкурсы.
Совместные мероприятия:
встречи с интересными людьми,
мероприятия в рамках проектной
деятельности, открытые занятия,
выставки, ярмарки
Консультации, тематические памятки
для родителей, информационные
альбомы и тематические стенды,
выставки, создание странички на сайте
ДОУ, родительский лекторий
Помощь в создании предметноразвивающей среды
Изучение и учѐт интересов, мнений и
ходимости запросов родителей,
семейного опыта. Анкетирование,
опросы, диагностика, индивидуальные
беседы, родительская почта
2.3.

2.3.1.

Периодичность
сотрудничества
В течение года

Не реже 1 раза в
месяц

По мере
необходимости
В течение года

Содержание программы

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшей группы
(5-6 лет).

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия
Входная диагностика.
Без труда нет жизни на земле.

Формы и методы
проведения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Труд – основа
жизни

Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей
семьи, близких людей, друзей,
домашних питомцев и пр. Любой
труд – это хорошо, сидеть без дела
– это плохо. Виды домашнего
труда

2. Работать и
зарабатывать.

Работать означает трудиться за
вознаграждение. Зарабатывать –
получать
вознаграждение
за
выполненную работу (так же
можно заработать наказание за
провинность, проступок и т. п.)
Профессии.
Продукты
труда:
товары и услуги. Продукты труда
используются человеком для себя
и для продажи (товар)

1. Все работы
хороши, выбирай
на вкус.

2. Творческое
занятие

Разбираем, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться

1. Всякому делу
учиться надо

Разбираем,
чему
необходимо
научиться для каждой профессии

Беседа,
играсоревнование
«Мои
домашние
обязанности», папакапередвижка
«Наша
семья
трудится,
тематический стенд о
труде
Беседа,
ситуативные
задачи, игра Вот так
заработал!»,
фотовыставка, конкурс
проектов
«Трудиться
полезно и почетно»
Игры:«что создается
трудом», «Как продукт
труда
в
товар
превращается»,
викторины
«Угадай
профессию», «Услуга
или товар?», загадки
«Все профессии важны,
все профессии нужны,
угадай профессию по
продукту труда
Читаем,
обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем, рисуем
Беседа,
просмотр
мультфильма, выставка
рисунков
Интерактивные миниспектакль

2. МиниЗакрепляем понятия : трудиться,
спектакль «Без
работать и зарабатывать
труда не
вытащишь рыбку
из пруда»
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
1.Как придумали
Деньги – мера оценки труда Беседа, чтение, рассказ
деньги
(вознаграждение за проделанную
работу), универсальное средство
обмена
(инструмент
обмена
товаров и услуг)
2. Какие бывают
Виды денег (монета, банкнота, Беседа, исследование,
деньги, как они
пятак, рубль и пр.). Изготовление чтение, игра «Нарисуем
выглядят и оттуда денег: печать, чеканка
деньги
для
нашей
берутся
группы», тематический
стенд «Какими деньги
были и какими стали
(эволюция денег)»

Январь

1. Как деньги
попадают к нам в
дом. Трудовая
денежка всегда
крепка
2. Где живут
деньги

Февраль

Март

Апрель

Беседа,
обсуждение,
игра «Как потопаешь,
так
и полопаешь»,
ситуационные задачи,
сказка
«Трудовые
деньги».
Денежку бережем. Кошельки, Игра
«Денежкин
копилки,
сейфы,
банки, домик», сказка «Где
банковские карты и пр.
живут
денежки?»,
обсуждение.
Папкапередвижка «Мы идем
в банк»
Способствовать осознанию роли
Беседа,
упражнения,
денег в жизни людей.
просмотр мультфильма

1. «Как
правильно
тратить деньги?»
2. Мини-спектакль Закрепляем понятие деньги
«Зайкина
находка»
Покупаем, продаем, обмениваем
1.Потребности и
Домашнее хозяйство, главные
желания
потребности человека, желания и
капризы. Соотносим потребности,
желания и возможности.

2. Где покупают и
продают разные
товары

Товары предприятия: магазины,
киоски, ларьки, базары, рынки,
ярмарки

1. Наша
мастерская

Изготавливаются
товары
для
ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем,
лепим и пр.
Разбираем
цепочку
товарстоимость-цена.
Определяем
стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные материалы,
наше время и наш труд) и
формируем цену
Волшебные
правила
для
покупателя и продавца, обмен,
подарок, реклама

2. Стоимость и
цена товара

Май

Труд и доходы. Вознаграждение за
частный труд, заработная плата
родителей, пенсия дедушек и
бабушек. Считай деньги в своем
кармане, а не в чужом

1. Выгодно невыгодно

2.Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка,
купцы, ремесленники, торговцы,
торговые соглашения, хороводы,
русская пляска.

Интерактивный
спектакль

мини-

Исследование:
что
необходимо человеку
для
жизни,
игра
«Выбираем
самое
важное», ситуационные
задачи, рассказ «Про
капризного
Артема»,
обсуждение
Игра
«Где,
что
купить?», обсуждение,
тематический
стенд,
папка-пердвижка «Мы
идем за покупками»
Творческо-трудовая
деятельность
Игра «Сколько это
стоит?», беседа «как
складывается
стоимость
товара,
обсуждение
Ситуационные задачи,
игра
«Выбираем:
дорого
–
дешево,
выгодно - невыгодно»,
Сказка «Как старик
Игра-праздник
«русская
ярмарка».
Конкурс
проектов
«Этой ярмарки краски».
Мини-спектакль
«Лесная ярмарка».

2.3.2. Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми
подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Тема занятия
1. Тратим
разумно,
экономим

Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Деньги зарабатываются трудом, и
поэтому тратить их необходимо
только с пользой, относится к ним
бережливо. Бережливый человек
всегда
богаче.
Воспитываем
бережное отношение к труду и
деньгам

2. Копим и
сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить,
непросто,
но
полезно,
ответственно и важно

1. Миниспектакль
«Мишкина
копилка»

Закрепляем понятия: откладывать,
копить, сберегать. Обыкновенная
копилка может понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы
обрести желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами
Развивать у детей потребность
радовать
близких
добрыми
делами, экономить, беречь свои
вещи

2. Творческое
занятие «Наша
мастерская»

Ноябрь

1. Понятие
«Карманные
деньги»
2. Миниспектакль «День
рождения»

Декабрь

Содержание занятия

1. Занимаем и
одалживаем

Развитие понятия «карманные
деньги». Что с ними можно
делать.

Формы и методы
проведения
Беседа, чтение, игра
«Деньги
получилерунды
накупил»,
викторина «разумные
траты
сказочных
героев»,
загадки:
«Угадай, кто это?»,
игра
«Открываем
бутербродную,
закупаем товар»
Ситуационные задачи,
папка-передвижка «Мы
копим», обсуждение,
игра
«Копим
и
сберегаем»
Интерактивный миниспектакль

Дети
занимаются
посильным ремонтом
игрушек и т.п., в том
числе принесенных из
дома. Делают поделки
из вторсырья.
Просмотр
мультфильма, беседа,
дидактическая
игра,
проблемный диалог
Интерактивный миниспектакль

Узнаем, что о подарках надо
думать заранее, подарки надо
подбирать или мастерить с умом.
Бережливость, экономия – это
разумное отношение к расходам,
результатам труда; забота, умение
делиться и отдавать.
Учимся занимать и отдавать
Знакомимся
с
понятиями: Беседа,
ситуативные
одалживать, занимать.
задачи, игра «Занять и
одолжить»,
папкапередвижка «Занимаем
и одалживаем»

2. Долги

Январь

1. Заплати долг
скорее, тогда
будет веселее.

2. Миниспектакль
Февраль

1. Все по плану!

2. Ставим цели.

Март

1. Сделал дело –
гуляй смело

2. Мини –
спектакль «Все по
плану!»
Апрель

1. Хочу купить
все!

2. Наше богатство

Знакомимся
с
рассказом
Валентины Осеевой «Долг» и
русской поговоркой «Долги к
земле придавили». Выясняем, что
долг может быть не только
денежным,
невыполненные
обещания – это тоже долг.
Осознаем, что если взял в долг на
время, обязан вовремя вернуть
(возвратить).
Воспитываем
ответственность: если не уверен,
что это получится, лучше не
обещать и не занимать. Долг – это
серьезное обязательство

Чтение, обсуждение.

Обсуждаем
русские
пословицы:
- Умей взять - умей и
отдать!
- бери, да помни! Не
штука занять, штука
отдать.
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело
Закрепляем понятия: занимать, Интерактивный миниодалживать, долг, должник.
спектакль
Учимся планировать
Знакомим с понятием план.
Игра
«План
на
Объясняем важность составления
следующий
день»,
планов. Закладываем основы
папка-передвижка «Мы
планирования. Начинаем с
планируем», беседа
планирования своего дня. Учимся
организовывать свое время
Воспитываем желание и умение
Ситуационные задачи,
ставить перед собой цели, строить игра «Наши цели»,
планы, действовать по плану и
тематический стенд
достигать цели.
Учимся подводить итоги всего, Игра «Сделал дело –
что делали и планировали, гуляй
смело»,
анализировать поступки, искать исследование,
эффективные решения, думать
ситуационные задачи,
сообща
обсуждение
Закрепляем
понятия:
план, Интерактивный минипланирование
спектакль
Богатство и бедность
Выясняем, что не все продается и
покупается, главные ценности
(жизнь, мир, друзья, солнце,
близкие люди и пр.) за деньги не
купишь
Формируем
представление
о
вечных
ценностях:
любви,
доброжелательности, милосердии,
взаимопомощи, который наряду с
денежным
благополучием
позволяют
воспитывать
гармоничную личность

Беседа, ситуационные
задачи,
игра
«Что
нельзя
купить?»,
читаем и обсуждаем
рассказ «Как Валюша
бабушке сон покупала»
Читаем и обсуждаем
сказки
Бедные
–
богатые»,
«Ум
и
богатство»,
беседа,
ситуативные задачи

Май

1. Жадность

Разбираем, что такое жадность и
почему это плохо для человека.

Читаем и обсуждаем
рассказ
В.
Сухомлинского
«Жадный
мальчик»,
обсуждаем поговорки:
- Всех конфет не
переешь, всех одежд не
переносишь
-сам потонет, а воды не
даст.
- Щедрый бедности не
знает
- щедрому весь мир
родня.
2. Мини-спектакль Осознаем,
что
бережливый Интерактивный мини«Бережливые
человек всегда умеет трудиться, спектакль
друзья»
мастерить своими руками и
получать удовлетворение от того,
что сделал что-то самостоятельно
ему открыт простой, честный,
веселый
мир.
Бережливость,
трудолюбие, щедрость, честность,
милосердие – качества человека со
здоровым отношением к деньгам
Диагностика по итогам изучения модуля

III.

Организационный раздел программы

3.1 Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой
метод придаѐт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает
процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребѐнка.
Программа рассчитана на 72 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований,
продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды
с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность
реализации Программы, предусмотрено использование, как традиционных средств
(книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов
труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования,
дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы,
электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
условия:
 активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
 использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным особенностям;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;

 предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности,

участников совместной деятельности и общения;
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях.
3.2 Диагностический материал
Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая
составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как
отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.
С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях,
труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются
детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники
владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о
труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить
представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.),
доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств.
В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать,
сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов
диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей
старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики
– групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые
детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с
карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются
итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.

3.2.1 Входная диагностика перед изучением курса
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о
потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
 карточки с изображением потребностей;
 картинки с изображением представителей различных профессий;
 карточки с изображением предметов и денежных знаков;
 мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
 маркеры.
Диагностику
рекомендуется
проводить
в два этапа:
1этап – групповой: 2 этап – индивидуальный
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и
делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со
следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (13–15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл
экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в
позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми
и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны
контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и
умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до
конца.
Средний уровень (9–12 баллов): дети имеют представление об экономических
понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют
достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания
самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность,
своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны,
но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических
понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к
продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое
дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при
выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате;
безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний ребенка определяется с учетом успешности выполнения
всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале:
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с
заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с
помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты
выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 4).
Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе
диагностики баллами:
13–15 баллов – высокий уровень
9–12 баллов – средний уровень
8 и менее баллов – низкий уровень.
Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних
показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых

представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных
каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд»,
«Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей.
Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.
3.2.2 Диагностика по итогам изучения курса
Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической
культуры по итогам освоения образовательного курса «Азы финансовой культуры для
дошкольников»; определить степень использования полученной при изучении курса
информации в практической деятельности и в повседневной жизни.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры,
проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование:
 карточки для задания «Третий лишний»;
 мяч;
 цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда
людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных
профессий;
 набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки,
игровые деньги), карточки с изображением качественных и некачественных
товаров;
 карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
 листы с изображением кругов (прямоугольников);
 карандаши;
 компьютер;
 проектор;
 экран;
 колонки;
Задание № 1 «Третий лишний»
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено
по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка
№ 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, молоток; карточка № 3: такси,
клубника, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5:
деньги, карусели, одежда), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит,
и обосновать свой выбор.
Задание 2
Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас,
ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги:
 Товар;
 здоровье;
 услуги;
 дружба;
 образование;
 дом;
 уважение людей;
 талант.

Задание № 3. «Расколдуй слово»
Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.
Скажи, ну кто так вкусно Готовит щи капустные, Салаты, винегреты, Все завтраки,
обеды. (Повар.)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много,
Потому, что он – … (артист).
Ежедневно в нетерпенье
Ждем его мы сообщенья
Прямо с самого утра.
Ну когда же, ну когда же
Он по радио нам скажет
«Завтра целый день жара»? (Диктор.)
Если где случилось что-то,
Он об этом должен знать.
Написать, добавить фото,
И в газету отослать.
Полететь за новостями
Может он на край земли,
Для того, чтобы мы с вами
Эти новости прочли.
Про тайфун, про наводненье,
Кто в футболе чемпион,
Про рекорд, землетрясенье
Раньше всех напишет он. (Журналист.)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель.)
У него серьезный вид,
Всеми он руководит,
Раздает он порученья,
Проверяет выполненье. (Менеджер.)
При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям
картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке.
Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что
объединяет все эти слова.
Дидактическая игра «Назови профессии».
Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от
ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных
профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
3. Воспитатель организует беседу на тему «Что мы знаем о рекламе?». (Беседа 1.)
– Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
– Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что
появляются новые товары, какие они разные.)
– Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее видит?
Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)

4.

Решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова
– книгу; Лиса – конфеты.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– В каких магазинах друзья купили свои подарки?
Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы,
но никак не могли придумать им название.
– На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
– На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
– На третьей: туфли, сапоги, ботинки…
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как можно назвать каждую из этих улиц?
Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами,
воспитатель задает вопрос.
– Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй… Исходя из
этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.
Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д.
Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как ты поступишь?
1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
2. Молча, уйдешь в другой магазин.
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники.
Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но
самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то
другим покупателям будет удобно совершать покупки.
Проблемная ситуация 4
Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в
первую очередь тратятся деньги семьи:
 покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы
бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
 покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб,
макароны, молоко, яблоки и т. д.);
 оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат
и т. д.);
 оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг,
кинотеатр и т. д.);
 оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и
т. д.);
 оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты,
мази, микстуры и т. д.);
 оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в

классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
 покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки,
машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
 оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные
билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
 покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги,
газеты, журналы);
 покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной
упаковке и т. д.).
Воспитатель организует обсуждение.
– А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых
мы можем обойтись).
– Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка дома и
покупка билета на транспорт.
– Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов
семьи.
5. Игра «Магазин игрушек».
Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и
выдает игровые деньги.
– Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из
которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства
(где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная
мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т.
д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.
По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
6. Выполнение занимательных заданий.
Задание № 4. «Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и
некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц;
машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и
дается инструкция:
– Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину
своего выбора.
Задание № 5. «Какое слово лишнее?» Воспитатель предлагает детям четыре
картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10
рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо, солнце; 3) магазин, ларек,
палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар, деньги, ночь. Объясняет задание.
– Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по
какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.
Задание № 6
Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов (или трех
прямоугольников) и дает задание:
– Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.
По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и обсуждение.
Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они соответствуют
экономической тематике (учитывая объяснения детей).

8. Заключительная часть.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и
делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со
следующими показателями и критериями оценивания.

Категория
«Потребности»

«Труд»

«Товар»

«Деньги»

«Семейный бюджет»

Показатели освоения
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности»,
«жизненно важные потребности», «возможности».
Поведенческий компонент: умеет определять основные и
жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
соотносить собственные желания и возможности (разницу между
«хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать
потребности в соответствии с возможностями
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «труд»,
«профессия», «продукт труда».
Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда;
соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость
труда для человека, осознает взаимосвязь понятий «труд–
продукт–деньги»
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «товар»,
«стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа».
Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий
«труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между
обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар,
объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и
качеством; делать покупки
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги»,
«монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад»,
«кредит», «валюта».
Поведенческий компонент: умеет пользоваться деньгами,
разумно расходовать деньги
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный
бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия,
стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,
«экономика семьи».
Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру
семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о
расходах
и
их
многообразии;
решать
посредством
математических действий экономические задачи, связанные с
распределением средств семейного бюджета. Понимает
потребности и возможности семьи; необходимость экономии
семейного бюджета

Эмоционально-ценностный
компонент
(социально-нравственные
качества личности): проявляет бережливость, смекалку, ответственность, умение
планировать, деловитость и предприимчивость, может оценить проявления этих качеств у
сверстников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и

низком.
Высокий уровень (3 балла) – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно
справляется с заданиями.
Средний уровень (2 балла) – правильно отвечает на большинство вопросов, с
заданиями справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не
справляется.
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Уровень
финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по
каждому разделу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».