Программа_развития МАДОУ д.с. Огонек на 2021-2025

1

Содержание программы
Введение ……………………………………………………………………………4
1. Паспорт Программы ……………………………………………………………6
2. Информационная справка ……………………………………………………...9
3.

Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий
инновационному циклу развития………………………………………………15
3.1.Анализ образовательной политики и социального заказа ………………….15
3.2. Анализ жизнедеятельности ДОУ ……………………………………………17
3.3. Анализ результатов образовательного процесса …………………………...17
3.3.1. Физическое развитие ………………………………………………….17
3.3.2. Художественно-эстетическое развитие ……………………………...20
3.3.3. Познавательное развитие ……………………………………………..22
3.3.4. Речевое развитие ………………………………………………………25
3.3.5. Социально-коммуникативное развитие………………………………26
3.4. Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями)
воспитанников ………………………………………………………………27
3.5.Определение возможных путей решения проблем ………………………….29
4. Концепция развития ДОУ …………………………………………………....31
4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения…………..32
4.2. Образ педагога образовательного учреждения……………………………...34
4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)………………..36
4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации…………..37
4.5. Механизм реализации Программы Развития ………………………………..37
4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОУ.38
5. Основные направления Программы Развития ДОУ……………………… 38
I этап (подготовительный) ………………………………………………………38
II этап (реализации) ……………………………………………………………...39
III этап (обобщающий) ………………………………………………………….41
6. Ожидаемые результаты ……………………………………………………42
7. Экспертный лист Программы развития ДОУ…………………………..44

2

Введение
Программа развития ДОУ (далее Программа) - это система действий для
достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на
повышение качества воспитания и обучения в МАДОУ детский сад «Огонек»» и
предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее
реализации - руководителя образовательной организации, педагогов, детей и их
родителей.
Основное предназначение программы

Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной
деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для
достижения поставленных целей развития ДОУ.

Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в
образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья.

Определение направлений и содержания инновационной деятельности
учреждения.

Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научнометодического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и
действиями деятельности ДОУ.

Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех
субъектов образовательной деятельности ДОУ.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых
проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционнообразовательного процесса детского сада.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых
действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному
учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых
возможно при реализации программы, намечается соответствие программы
изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Рациональность - программой определены цели и способы получения
максимально возможных результатов.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих
полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ,
концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые
результаты).
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели
и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки
результатов развития ДОУ.
3

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и местного уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей
детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива,
социума и родителей.
Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов:
 анализ внешней среды (тенденций социально-экономического развития
общества, образовательной политики федерального и регионального
уровня,
социального заказа микросоциума), формулирование
консолидированного социального заказа дошкольному образованию;
 анализ внутренней среды (соответствие деятельности ДОУ социальному
заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон);
 разработка концепции образовательного учреждения (миссии и
философии ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ);
 определение стратегических целей и задач;
 разработка социально-педагогических проектов.

4

Раздел 1. Паспорт Программы
1

Наименование
Программы

2.

Основания для
разработки
Программы

Программа развития Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад
«Огонек»
Нормативно-правовые документы федерального,
регионального, муниципального уровней:
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании» в Российской Федерации;
• Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г.
Москва «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от
30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации
и осуществления образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования»
• ФГОС ДО утвержденный приказом № 1155 от
17.10.2013 г.
• «Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2016 — 2020 годы» (утверждена
Распоряжением правительства 29.12. 2014 года (№ 2765р);
• Федеральная целевая программа развития образования
на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением
Правительства РФ от 23.05.2015г. Приказ № 497);
• Национальная доктрина образования Российской
Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением
Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
• План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и науки» (утверждён
Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р);
• Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №
2227-р о «Стратегии инновационного развития РФ на
период до 2020 г.»

3.

5

4.

Основные
разработчики
Программы

Заведующий ДОУ
старший воспитатель

5.

Основные
исполнители
программы

6.

Цель
Программы

7.

Задачи
Программы

Администрация ДОУ; Педагогический совет;
сотрудники ДОУ; родители (законные представители)
несовершеннолетних воспитанников.
Социальные партнёры
Обеспечить условия для функционирования ДОУ как
открытого, современного учреждения реализующего
качественные образовательные услуги, максимально
удовлетворяющие социальный заказ государства и
родительского сообщества ДОУ.
• Модернизация системы управления ДОУ;
• Обновление и расширение материально-технической
базы ДОУ в соответствии с требованиями времени и
инновационными задачами работы коллектива;
• Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ;
• Повышение эффективности использования средств
информатизации в образовательном процесс;
• Использование возможностей сетевого взаимодействия
и интеграции в образовательном процессе;
• Введение дополнительного образования, как
совокупности услуг, доступных для широких групп
воспитанников;
• Совершенствование содержания и форм взаимодействия
детского сада и семьи с учётом индивидуальных
особенностей и потребностей родителей воспитанников.

8.

Сроки
реализации
Программы

Объем и
источники
финансирования
10 Ожидаемые
.
конечные
9.

Программа разработана на 2021 - 2025 годы и будет
реализована в три этапа:
I этап (подготовительный) январь 2021 г.- сентябрь 2021 г.
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы
Развития
II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2025 г.
Цель: практическая реализация Программы Развития
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2025 г.
Цель: выявление соответствия полученных результатов по
основным направлениям Развития ДОУ поставленным
целям и задачам
1. Бюджетные средства.
2. Внебюджетные средства (спонсорская помощь).
• Соответствие образовательному заказу общества;
• Система управления ДОУ будет соответствовать
6

результаты
реализации
Программы

требованиям современности;
• Обновлённая структура и содержание образования через
реализацию инновационных, в том числе
здоровьесберегающих технологий;
• Кадровое обеспечение, соответствующее современным
требованиям;
• Разработана единая медико-педагогическая система
сопровождения ребёнка;
• Оздоровление детей с учётом их индивидуальных
возможностей, в том числе детей-инвалидов,
воспитанников;
• Успешное усвоение выпускниками ДОУ
образовательной программы ДОУ– 100%;
их социализация в условиях ДОУ – 100%;
индивидуализация образования;
• Родители ДОУ будут непосредственными участниками
воспитательно-образовательного процесса;
• Обновлённая система социального партнёрства;
• Широкий спектр вариативных форм дополнительного
образования детей в ДОУ;
• Модернизированная материально-техническая база ДОУ.

11 Система
.
организации
контроля
реализации
Программы,
периодичность
отчета
исполнителей,
срок
предоставления
отчетных
материалов

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет
администрация ДОУ.
Результаты контроля будут и доступны для всех участников
образовательного процесса.
В экспертизе качества мероприятий реализуемой Программы
будут участвовать администрация, педагоги ДОУ и
представители родительского сообщества.
В ходе контроля реализации этапов Программы будут
использоваться
педагогические
методы
отслеживания
результативности
деятельности
всех
участников
образовательного процесса, путем сбора, обработки, анализа
статистической, справочной и аналитической информации и
оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год
(до 20 апреля текущего года). Полученные данные будут
оформляться в виде аналитического отчёта о результатах
самообследования ДОУ с обязательным его размещением на
официальном сайте ДОУ. Полученные результаты будут
служить основанием для внесения (при необходимости)
корректировочных поправок в план реализации Программы.

7

2. Информационная справка об организации
Сведения об организации. Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Огонек» расположено по адресу: 671510, Республика
Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, село Багдарин, переулок Парковый, дом 2,
телефоны: 8 301 53 41-3-79, 8301 53 41770; E-mail: bauntogonek@yandex.ru. Сайт: burmadou-o.tvoysadik.ru.
Учредитель: местная администрация
МО «Баунтовский эвенкийский район»
Здание детского сада введен в эксплуатацию в 1987 году, проектная мощность 8
групп. Детский сад находится в отдельно стоящем типовом одноэтажном здании.
На территории расположены 8 прогулочных участков и одна спортивная
площадка. Участки оснащены игровым оборудованием, отделены друг от друга
ограждением. На территории имеется хозяйственная зона. В летнее время года
высаживается
огород,
разбиваются клумбы и цветники.
Отличительной
особенностью территории детского сада является хорошее озеленение.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим
требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все
базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают
оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического,
познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на
принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность
наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности.
Групповые помещения ДОУ (всего 8 групповых ячеек) оснащены удобной
детской мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям
СаНПиН.
РППС модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и
родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых
помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным,
интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программнометодического комплекта: в каждой группе оборудованы уголки активности для
самостоятельной деятельности детей. Воспитатели групп регулярно пополняют
содержание
данных уголков
дидактическим, сюжетным, познавательным и
развивающим материалом.
Все больше в группах появляется
материалов, активизирующих
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и
игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Оборудование предметно-пространственной среды подбирается с учетом половой
принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек.
8

В группах имеются зоны для индивидуальной и самостоятельной работы с
детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей,
отработку и закрепление пройденного материала.
В группах имеются:
- ноутбук;
- игрушки,
развивающие игры и пособия в соответствии возрастным
особенностям детей и количеству детей в группах.
Режим работы ДОУ
Режим работы организации: с 7.30 до 18.00. Выходные дни: суббота,
воскресенье, праздничные.
Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их количество от 1 до 3х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.
Обеспечение безопасности
1. В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической
защищенности).
2. В детском саду установлена «тревожная кнопка», автоматическая установка
пожарной сигнализации.
3. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и
ПДД.
4. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и
обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 10,5 часовым
пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации
питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности,
суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Система работы по
здоровьесбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех участников
педагогического процесса, направлена на формирование у детей ответственного
отношения к здоровью.
Воспитанникам Учреждения гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления
личности;
- защита его достоинства;
- удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом
и индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии детей;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Вывод: социальные условия способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с
9

социальной действительностью, не покидая пределов ДОУ. Вся
работа по
обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко
планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной
безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Все
предписания контролирующих органов своевременно исполняются.
Контингент воспитанников. В настоящее время в учреждении функционирует 8
групп, которые посещают 208 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
количество
№

группа

возраст

мальчики девочки
детей

1

1 младшая группа

2-3

28

13

15

2
3

3-4
3-4

24
22

12
14

12
14

4

2 младшая группа №1
2 младшая группа №2
Средняя группа №1

4-5

26

9

15

5

Средняя группа №2

4-5

28

11

17

5-6

29

13

16

6-7

29

9

20

разновозр

22

13

9

208 реб.

94

118

6
7
8
итого

Старшая группа
подготовительная группа
санаторная группа
8 групп

Группы сформированы по возрастному принципу.
Одна группа являются
логопедической коррекционной, комплектуется на основании заключения медикопедагогической комиссии. Одна санаторная группа, дети с положительной пробой Rманту, формируется врачом-фтизиатром районной больницы.
Комплектование
групп осуществляет Учредитель.
Характеристика семей воспитанников по составу
Состав семьи

Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников

Полная

137

75%

Неполная с матерью

46

25%

Неполная с отцом

-

0%

Оформлено опекунство -

0%

Характеристика семей воспитанников по количеству детей
Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников
Один ребенок

27

15%
10

Два ребенка

80

44%

Три ребенка и более

76

41%

С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в
семье и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя:
1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия по ДОУ,
знакомство с программой).
2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка
системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, родительские
собрания, обустройство участков и помещений детского сада.
4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи:
буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы.
Структура управления ДОУ
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
образовательной организации является заведующий Учреждением.
Утверждение структуры и штатного расписания Учреждения осуществляется
заведующим Учреждения. В Учреждении сформированы коллегиальные органы
управления, к которым относятся:
- общее собрание работников Учреждения;
- педагогический совет;
- совет родителей;
-наблюдательный совет.
Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование,
организация, регулирование, контроль, анализ) направлены на достижение
оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными
структурами.
Структура управления
Анализируя кадровый состав и условия труда работников можно выделить
следующее:
Укомплектованность кадрами:




воспитателями – на 100%;
младшими воспитателями – на 100%;
обслуживающим персоналом – 100%.

Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от
педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в
связи
с этим в ДОУ проводится
систематическая работа по повышению
профессиональной компетентности, освоению новых технологий, методик.
11

Образовательный процесс осуществляют 16 педагогов.
Профессиональный уровень педагогов
Образование, кол-во
работников
Высшее – 10 чел.
Среднее специальное –
6 чел.
Обучаются в ВУЗах – 1
чел.

Наличие квалификационных
категорий, кол-во работников
Высшая – 1 чел.
Первая – 9 чел.
соответствие – 7 чел.

Стаж работы, кол-во
работников
До 5 лет – 0 чел.
5 – 10 лет – 1 чел.
10 – 15 лет - 4 чел
Свыше 15 лет – 11 чел.

Мониторинг эффективности самообразования педагогов за 2015 -2020 уч.годы
показал, что воспитатели чаще стали участвовать в всероссийских онлайн –
конференциях и семинарах. Получение новой информации помогает педагогам
пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в
работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный
процесс.
Важным моментом распространения опыта педагогов являются публикации
материалов в различных источниках.
Анализ творческих достижений воспитанников
2015 -2020 уч. г.
Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОУ за 2015-2020 уч. г.
показал, что воспитанники принимали активное участие в конкурсном движении:
международный и всероссийский уровень ; региональный уровень;
муниципальный уровень.
В ДОУ созданы традиции, полноценное пространство и система комплексного
сопровождения индивидуального развития ребенка:
 насыщенное и безопасное развитие и существование детей,
 взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве,
 приоритет развивающих и воспитательных задач.
Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательно- образовательного
процесса сильные стороны свидетельствуют о:
 мобильности коллектива, стремлении к самообразованию, к овладению
современными образовательными технологиями;
 грамотной организации образовательной деятельности, способствующего
успешной социализации детей и закладыванию у них основ
общечеловеческих знаний;
 укрепляется положительного имидж образовательного учреждения.

12

Раздел 3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий
инновационному циклу развития
3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования
является признание приоритетности образования (Федеральный закон «Закон об
образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4
дошкольное образование обозначено, как первый уровень образования и является
полноправной ступенью
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит
для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных
целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь,
главным результатом образования должна стать его соответствие целям
опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать
и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли,
уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и
осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные
взаимосвязанные задачи:
 обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых
возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и
возможностей социума;
 достижение нового современного качества дошкольного образования;
 повышение социального статуса и профессионализма работников образования,
усиление их государственной и общественной поддержки;
 развитие образования как открытой государственно-общественной системы и
повышения роли всех участников образовательного процесса - дошкольника,
педагога, родителя, образовательного учреждения,
 системы поддержки талантливых детей.
Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ
микросоциума.
Социальный заказ
Требования к компетенциям
Требования «условиям в
выпускника ДОУ
образовательном учреждении»
• Готовность к выбору
• Здоровьесбережение всех участников
• Современное системное и проектное
образовательного процесса
мышление
• Преемственность
• Коммуникативные компетенции
• Открытость ДОУ
• Толерантность
• Участие общественности в системе
• Развитие индивидуальности
оценки качества образования
• Мобильность и готовность обучаться • Непрерывное повышение профессиональ13

в течение всей жизни
ного уровня сотрудников
• Правовая культура
• Инновационность
• Гражданская позиция
• Поддержка талантливых детей.
• Ответственное отношение к здоровью
• Эмоционально-комфортное состояние

Данные по результатам проведенного в ДОУ анкетирования и опроса родителей
показали, что современный детский сад должен быть:
• современно оснащен и эстетически привлекателен - 79%;
• с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%;
• с высоким профессионализмом сотрудников - 85%;
• с индивидуальным подходом к ребенку - 97%;
• с качественной подготовкой к школе - 89%;
•
с использованием современных программ и технологий (включая
здоровьесбережение) - 91%.
Кроме этого, 89% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство из
них (78%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности
группы, 3% - хотели бы выступить в роли советников, 57% - готовы участвовать в
оценке образовательных услуг.
В целом проведенные исследования показали высокий уровень педагогической
компетентности родителей, многие из них владеют достаточными психологопедагогическими знаниями. Это означает, что требования таких родителей очень
высоки, они ждут от ДОУ компетентной и адекватной информационноконсультативной помощи.
Однако есть родители, которые не воспринимают нас как квалифицированных
консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит,
одной из задач детского сада является повышение информированности и
заинтересованности данных родителей.
Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи
выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые
предполагают системные изменения в содержании образования, управлении,
кадровом ресурсе, внешних связях.
Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа
жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон
3.2. Анализ жизнедеятельности ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое
состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой
направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала
развития.
За период 2015-2020 гг. педагогами ДОУ:
 разработаны и реализуются парциальные программы
14




- «Цветные ладошки»: Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет под редакцией Лыковой И.А.;
- «Старт»: Программа физкультурно-спортивной направленности для детей 3-7
лет под редакцией Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной ;
используются новые форм работы с детьми, направленные на реализацию
индивидуализации образовательной деятельности;
создана система методического сопровождения деятельности педагогов, которая
способствует повышению качества услуг в сфере образования.
3.3.

Анализ результатов образовательного процесса
3.3.1.Физическое развитие

Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра.
В первом полугодии учебного года работа направлена на проведение санитарногигиенических мероприятий, снижение заболеваемости и укрепление здоровья
детей.
В мероприятиях по оздоровлению в основном использовались природные факторы
(солнце, воздух и вода) и элементы закаливания в повседневной жизни: умывание
прохладной водой, закаливающая гимнастика после дневного сна, правильно
организованная прогулка и т.д.
С целью повышения защитных сил организма дети ежедневно получали соки,
свежие фрукты, С-витаминизация третьих блюд.
Распределение по группам здоровья
группа

1 младшая №1
1 младшая №2
2 младшая
средняя
старшая
Подготовительная №1
Подготовительная №2
Санаторная
Итого:

Списочный
состав

25
24
27
26
27
25
27
27
208

Группа здоровья

I
21
19
19
21
20
15
16
20
151

II
4
4
5
5
7
6
6
7
44

III
1
2
4
3
10

IV

V

1

2
3

Из полученных данных видно, что здоровые дети, с 1 группой здоровья,
составляют 73 % от количества воспитанников. Остальные дети имеют те или
иные отклонения в состоянии здоровья.
15

По антропометрическим данным (обследования: измерение массы тела и роста)
позволяют сделать вывод: оценка физического развития воспитанников
соответствует норме.
Питание в детском саду организовано с учетом физиологических потребностей
в энергии и основных пищевых веществах для детей всех возрастных групп, что
обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике
заболеваний. Фактический рацион питания соответствует утвержденному
примерному меню. Основные продукты, как молоко, масло, мясо, овощи,
крупы, хлеб дети получают ежедневно. Яйцо, творог, рыба – еженедельно. В
целях профилактики гиповитаминозов проводим С-витаминизацию 3-его
блюда.
Нами была определена цель нашей работы: создать условия для оздоровления и
укрепления детского организма.
Поставленные задачи выполнены:
 Работа с детьми
— формируется жизненно необходимые двигательные умения и навыки у
детей с учетом их индивидуальных особенностей;
— развиваются необходимые психофизические качества (ловкость,
выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка в пространстве);
— воспитывается потребность в ежедневных физических упражнениях,
умения испытывать «мышечную радость», получать удовольствие от движений;
— формируется потребность в здоровом образе жизни через специально
организованный цикл образовательной деятельности; навыки охраны личного
здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
— дети овладевают некоторыми приемами первой медицинской помощи в
случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов неотложки);
— формируется произвольное поведение, навыки самоорганизации,
самостоятельности и самоконтроля.
 Работа с родителями:
— формируем ответственное отношение
к
физическому развитию и
воспитанию ребенка;
— формируем потребность семьи (родителей) в здоровом образе жизни,
укреплении и сохранении здоровья через совместную двигательную деятельность;
— обеспечиваем преемственность в оздоровлении и физическом воспитании
детей в ДОУ и семье;
— на сайте детского сада размещена информация для родителей «Безопасность».
 Работа с педагогами:
— воспитателям оказывалась помощь в создании условий для полноценного
развития психофизических качеств каждого ребенка группы; повысили
педагогическую компетентность по вопросам профилактики и снижения
заболеваемости;
16

— прошли семинары и консультации по обучению методам и приемам
индивидуального подхода к ребенку при проведении оздоровительных процедур; с
молодыми педагогами проводились консультации по умению правильно
распределять физические нагрузки в течение дня в соответствии с состоянием
здоровья своих воспитанников;
— все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой
медицинской помощи;
— в группах оформлены стенды по безопасности.
Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений
1. Праздники проводятся в соревновательной или игровой форме, а также могут
комбинироваться с музыкальными праздниками, на которых дети поют и танцуют.
2. Один раз в месяц проводятся спортивные развлечения или проводятся
спортивных игры, квесты.
Анализируя работу всех специалистов в детском саду можно прийти к такому
заключению, что в ДОУ выстроена система здоровьесбережения для всех участников
образовательного процесса. Работа ведется по трем основным направлениям: с
детьми, педагогами и родителями, так как невозможно добиться желаемых
результатов без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих
ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинской сестры, музыкального
руководителя. Созданы условия для приобщения детей к традициям и ценностям
здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье.
Даются знания, умения и навыки валеологического характера для создания
положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется осознанное
отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, дети активны в
самостоятельном процессе познания мира.
Дети имеют представления: о витаминах, полезных продуктах, правильном
питании, их роли в жизни человека; что такое здоровье и как его сберечь; что такое
витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье; что такое правильное
питание; какие продукты считаются полезными, а какие — неполезными; какие
органы есть у человека, как они «работают»; как заботиться о сердце; что такое
режим, гигиена и закаливание; какой бывает вода, какая полезна для здоровья; что
такое микробы и вирусы; какие бывают болезни, что их вызывает; как предупреждать
болезни; как правильно оказать себе первую помощь; что такое аптека, для чего она
нужна; что такое лекарственные растения.
В целом ситуация со здоровьем воспитанников детского сада стабильна.
Сильные стороны
Слабые стороны

в ДОУ выстроена система 
недостаточное
владение
здоровьесбережения;
методикой
физкультурнооздоровительной работы молодыми

повысилось качество проведения
специалистами ДОУ.
физкультурно-оздоровительных
17

мероприятий с детьми
3.3.2. Художественно-эстетическое развитие
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у
них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к
творчеству. Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении
приёмы
исходя
из
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и
искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в
познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение
всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе
применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных
способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих
работ воспитанников.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы
формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт
деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее
развитие.
В ДОУ музыкальным руководителем внедряется полихудожественный подход к
образовательной деятельности, который позволяет творчески решать задачи по
обучению и слушанию мировой классической музыки. Тематический принцип дает
возможность раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью.
Он систематизирует знания, полученные детьми, служит поддержанию интереса к
занятиям. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
В результате данной системы работы словарь детей обогащается словами и
выражениями, характеризующими настроения, чувства при восприятии звучащей
мелодии. Дети учатся различать выразительные средства музыкального
произведения, определять темп, динамику, регистр, жанр. В пении, как и других
видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Пение
играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.
Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной
деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на
музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).
Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка,
выполняет эстетические и общеобразовательные задачи.
Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью в
музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка
(психофизиологический аспект).
Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми,
различны по своим функциям:
 упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных
движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов
18

(упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и
психогимнастика,
 упражнения
с
музыкально-ритмическими
заданиями,
музыкальнодидактические игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы
(хороводы, пляски, современные танцы), игровое танцевальное творчество.
Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности
способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных,
пластичных движений.
Воспитатель строит непосредственную образовательную деятельность с детьми
индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих
способностей каждого ребенка. Воспитатели прививают детям чувства прекрасного,
формируют умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в
произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях
декоративного искусства)
Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные
изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани,
цветная бумага, фломастеры и т.д.
Применение игровых приемов в изобразительной деятельности зависит от
возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей,
беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений –
помогают
раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность,
фантазию, воображение.
Традиции:
 Праздники для родителей: «Праздник Осени» (октябрь), «День матери»
(ноябрь), «Новый год» (декабрь), «Прощание с елочкой» (январь),
«Защитники Отечества» (февраль), «Мамин праздник» (март).
 Для сотрудников ДОУ дети показывают концерт «День дошкольного
работника» (сентябрь);
 концерт ко дню Победы;
 музыкально-поэтические гостиные, конкурсы чтецов (посезонно);
 ежегодное проведение «Театральной недели» (январь);
 сезонные выставки детского творчества;
 участие в конкурсах детского творчества различного уровня (постоянно).
3.3.3.Познавательное развитие
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
19

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.).
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение
(природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка,
изобразительное искусство, игра, труд и праздники.
В результате педагогической работы сотрудников ДОУ в каждой группе создан
патриотический уголок. Дети располагают знаниями о названии страны, ее
географии, природе, символе, они читают стихи, поют песни, значит задача
выполнена в пределах возраста. Это приобщает ребенка к своей национальной
культуре, формирует уважение ко всем народам.
Правовое воспитание
Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях,
используются театрализованные игры, разыгрываются проблемные ситуации.
Экологическое воспитание
Одно из важных направлений работы ДОУ - экологическое воспитание.
Основная цель - воспитание социально активной личности, способной понимать и
любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним;
Функционирует в группах огород на окне, в летнее время огород на участке
детского сада, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность.
Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес,
творчество, умение логически мыслить, обобщать.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт
детей. Уже в раннем возрасте своих воспитанников педагоги, используя различные
ситуации, уточняют с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и
другие особенности объектов природы через серии дидактических игр.
В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с
литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации,
разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание
рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам
ввести детей в мир «отраженной природы», в мир литературно художественного
искусства.
Совершенствуя работу по расширению знаний у детей о загадочном мире
природы, педагоги обращаются к народной педагогике (пословицам, поговоркам,
сказкам).
Включение детей в практическую деятельность способствует формированию
опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей
средой.
Большое внимание воспитатели уделяют природоохранной деятельности
человека. Разработан и реализуется экологический проект «Экологическая тропа».
Проведены акции «Домик для птиц», «Посади цветок».
20

Система профориентационной работы.
Работа в рамках профориентации ведется в системе. В рамках данного
направления проведено ряд мероприятий:
- экскурсии по помещениям ДОУ (кухня, прачечная)
- знакомство дошкольников в игровой форме с профессиями: «Пожарник»,
«Машинист», «Плотник», «Банковский работник», «Повар», «Продавец»,
«Парикмахер», «Врач» и т.д.
Анализ развития познавательной активности





накоплен богатый материал для работы с детьми;
у детей высокая познавательная активность
отсутствует экологическая культура в семье;
мало проводится развлекательных и досуговых мероприятий
по закреплению познавательных умений и навыков.

3.3.4.Речевое развитие
Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей состоит
в формировании правильной литературной устной речи и отношения к ней как
особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия педагоги
направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими
грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение их
грамоте.
Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной
обстановке, соблюдается «фон тишины», тон, стиль, формы общения
свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с
детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по
картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и
сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по
содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это
совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги
обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их
возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму
работы по звукопроизношению.
Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей по
вопросам речевого развития: проведение групповых родительских собраний «Знаете
ли вы своего ребенка?»; консультации «Кто такой гиперактивный ребенок?»,
«Вечерние игры родителей с детьми». Это позволяет повысить активность и
заинтересованность родителей в проведении совместной работы.
В детском саду имеются:
 наглядный и дидактический материал;
21

 педагоги
самостоятельно
используют
информацию
из
интернета
(распечатывают материал, делают для детей презентации,);
 для исследовательской работы имеются приборы;
 в группах создается и пополняется
вариативная, доступная и безопасная
РППС.
3.3.5. Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
(ФГОС ДО п.2.6.).
Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе
наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на
детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам
эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других
людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального
напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные
записи. В группах разнообразная развивающая среда и комфортная обстановка. И на
территории также создана развивающая среда с учетом интересов и потребностей
детей.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
Информационно–коммуникационные
технологии
(ИКТ)
используются
педагогами для повышения эффективности образовательного процесса в:
- подборе иллюстративного материала к ОД (сканирование, интернет–ресурсы,
принтер, презентация);
- подборе дополнительного познавательного материала к ОД, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий;
- использовании цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий,
которые позволяют управлять снимками так же просто как фотографировать, легко
находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно – методического сопровождения образовательного
процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для ОД, расширения
кругозора детей.
3.4.

Взаимодействие ДОУ с родителями
22

(законными представителями) несовершеннолетних воспитанников
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей воспитанника остается на
сегодняшний день актуальной темой для работы педагога.
Педагоги используют в своей работе весь педагогический потенциал для
установления доверительных отношений с детьми, родителями, для объединения их в
одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами,
совместно их решать. Содержание и формы работы с семьей в дошкольном
учреждении отличаются разнообразием. На сегодняшний день наиболее
распространенными и традиционными формами работы с родителями являются
родительские собрания, консультирование и анкетирование. Каждое родительское
собрание начинается с открытого просмотра детской деятельности, где родители
наблюдают за самостоятельностью и достижениями детей (конструирование города,
села, сервировка стола, хозяйственно-бытовой труд, сюжетно-ролевая игра).
Детский сад включает в образовательную деятельность родителей (законных
представителей) посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей. Педагог, благодаря тесному взаимодействию с родителями, содействует
погружению родителей в жизнь детей. Результатом нашей работы является
сплочение родительского коллектива. Родители совместно для детей организуют
выезды на природу, посещение объектов культуры (музей, библиотека). Они
становятся активными участниками в воспитательно-образовательном процессе для
своих детей в дошкольном учреждении, рассказывают о своей профессии, хобби,
увлечении, участвуют в творческих конкурсах.
Такие результаты совместной деятельности позволяют нам говорить об
успешности выбранного нами направления.
В 2019-2020 учебном году проведены следующие мероприятия:
Общие родительские собрания; групповые собрания; индивидуальные
консультировании специалистов; семинары–практикумы; акции «Благоустройство
участка», «Посади цветок»; анкетирование родителей; круглый стол «Университета
отцов»; открытые мероприятия для родителей: концерты, театрализованные
представления; открытые занятия в подготовительных группах.
Родители на протяжении всего учебного года участвовали в создании
развивающей среды в группах, в праздниках и развлечениях, проводимых
воспитателями и музыкальным руководителем ДОУ, в создании проектов по
тематическим неделям.
3.5. Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и
условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы
системные изменения в образовательном учреждении и в формировании
компетенций выпускника ДОУ.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:

23

 Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной
мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их
правовое поведение.
 Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за
сохранение здоровья у своих детей.
 Не в полной мере ведется работа с родителями по экологическому воспитанию.
 Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень
профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской
работы.
 Родительская общественность не достаточно включена в планирование работы
ДОУ.
 Система работы со школой носит односторонний характер и не затрагивает
содержание образования.
 Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность на
основе взаимодействия с детьми, ориентируясь на интересы и возможности
ребёнка, не все признают за ребёнком право на выбор.
 Отсутствие интерактивного оборудования.
 Трансформируемость,
полифункциональность,
вариативность
и
содержательная насыщенность помещений не в полной мере отвечают
требованиям ФГОС ДО.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития
ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти
одномоментно.
Программа развития на 2021-2025 г.г. призвана осуществить переход от
актуального развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая
стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход
психологически комфортным для всех участников педагогического процесса.

Направления
деятельности,
подвергшиеся
анализу
Анализ
результатов
охраны
укрепления
физического
психического
здоровья

Возможные пути решения
 совершенствовать,
корректировать
индивидуальные
образовательные программы с учётом динамики развития
и ребёнка и возможностей ДОУ;
 расширять возможности дополнительных оздоровительных
и
услуг на бесплатной основе.
24

воспитанников

 совершенствовать работу педагогического коллектива
(искать эффективные формы) по развитию у детей
коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей,
умений самостоятельно усваивать знания и способы
деятельности для
решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и самим собой, способностей,
предлагать собственный замысел и самостоятельно воплощать
его в продуктивной деятельности;
 расширять возможности и границы вариативных форм
работы в оказании специальной профессиональной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
инвалидам – воспитанникам ДОУ;
 осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия
(индивидуально ориентированных) с родителями детей нового
поколения, привлечение их к совместному процессу
воспитания, образования, оздоровления, развития детей,
используя наряду с живым общением (безусловно,
приоритетным), современные технологии (Интернет-ресурсы,
участие в разработке и реализации совместных педагогических
проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
Анализ кадрового  создать условия для успешной аттестации и увеличения
обеспечения
числа педагогов и специалистов с первой квалификационной
образовательного категорией, соответствие занимаемой должности и полное
процесса
исключение педагогов без категории;
 создать условия для стабильной работы педагогического
коллектива в режиме инновационного развития;
 профессионально и эффективно использовать в работе
современные технологии;
 организовать мероприятия, способствующие повышению
педагогической компетентности помощников воспитателей,
обучить их взаимодействию с детьми на основе
сотрудничества, взаимопонимания.
Анализ
 изыскание дополнительных финансовых средств для
материально
– осуществления поставленных задач за счёт привлечения
технического и спонсорских средств, участия ДОУ в грантовых программах,
финансового
конкурсах с материальным призовым фондом.
обеспечения ДОУ
Анализ
результатов
образовательного
процесса в ДОУ

Угрозы (опасности):
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной
среды у отдельных педагогических работников;
25

- стереотипность мышления педагогов.
Раздел 4. Концепция развития ДОУ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе
дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию
образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и
предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель
образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми
отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных
учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них
потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.
Миссия детского сада – в объединении усилий ДОУ и семьи для создания
условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с его
индивидуальными особенностями, склонностями и интересами.
Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса через:
 создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
 создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
 недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (Оказание недирективной
помощи детям дошкольного возраста строятся на шести основных принципах:
 Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком
возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии,
обратной связи.
 Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь
несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
 Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное
отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно
выражал свои чувства и потребности.
 Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать
уверенность в успехе ребенка.
 Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные
эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо
образовательную ситуацию.
 Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть
высказывание Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»)
Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством:
 уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
 непосредственное общение с каждым ребёнком;
 создания условий для доброжелательных отношений между детьми.
26

Философия жизнедеятельности МАДОУ детский сад «Огонек»
Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОУ через особую
систему знаний и ценностей.
Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного процесса,
ориентированное на интересы и возможности каждого. В нашем ДОУ мы стремимся
создать условия для развития индивидуальных способностей, раскрытия заложенного
природой потенциала, возможности самореализации.
Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального
благополучия - состояние гармонии. Наличие здоровья у человека – результат
ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только создавать условия для
ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на своём примере. Поэтому мы
стремимся приобщить к ведению здорового образа жизни не только детей, но и их
родственников, а также всех сотрудников ДОУ.
Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не
может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с каждым ребёнком мы
учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт воспитания.
Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями обсуждают
актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также делятся информацией,
опытом, идеями.
Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие
организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников. Педагоги
нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и
умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением
компетенций в разных формах.
Инновационность: педагоги ДОУ нацелены на самообразование, отбор и
введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов, повышающих
эффективность образовательного процесса и отвечающих современным требованиям
государственной политики.
Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей
образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и
родителей, а также исходя из особенностей развития детей.
4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного
образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества
личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для
проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает
творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели
альтернативным способом.
Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую
информацию для её решения, применять полученные знания в практической
деятельности.
27

Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля,
умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том
числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих
действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню
развития и которые он может выполнить.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает
способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать
характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими
право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также
национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт
преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а также
имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям.
Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и
необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может
контролировать свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные
доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать
прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет
получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие.
В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать
помощь другому человеку.
Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью
к сверстникам.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка
развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой
зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления.
Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах
жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового
поведения.
Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью
самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего
абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить,
согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения
собеседников, обладает гибкостью суждений.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически
здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды,
эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и
сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с
развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
4.2. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения
Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со
своими особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу
28

сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013г.) и
в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений,
знаний и других характеристик.
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует
ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может
воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения
взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с
детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику
общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах
сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и
перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как
желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным
документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях
обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей
педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей
группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание
детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную
модель взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу
применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их
увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в
самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке
усвоенного материала;
• реализует
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в
него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных
образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
29

• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у
родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
3. Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее
осуществление прогрессивных преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание
ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не
ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами
успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности
ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического
персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают
приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения
должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию
физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2 мес. до
выпуска ребенка в школу, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
 эффективную реализацию образовательной программы воспитания и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую
условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам
здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально
ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное,
социальное, эстетическое и речевое развитие;
 обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени
школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и
30

семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах
развития детей;
 личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи,
характеризующуюся
мобильностью,
гибкостью,
вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
 расширение участия коллектива, родительского актива и представителей
социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих
решений относительно деятельности учреждения;
 обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм
дошкольного образования;
 четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательного процесса;
 усиление роли комплексного психолого- педагогического сопровождения всех
субъектов образовательного процесса;
 принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами
предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и
развития, возможность самостоятельного поведения;
 высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем
включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а
также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых
воспитанникам и неорганизованным детям населения.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития.
Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы
развития ДОУ на 2021-2025 г.г.
Для создания модели современной дошкольной образовательной организации
необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуальноличностного и интерактивного взаимодействия.
4.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения
Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания
ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только
обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре
внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к
оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных
ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня системы
управления качеством образования в ДОУ.
Конечно, ключевой фигурой современной образовательной системы является
ПЕДАГОГ, поскольку качество образования не может быть выше качества
работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере
повышения статуса педагога становится разработка политики по формированию
нового функционала педагогов как новой общественной элиты, поэтому педагог
31

должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника,
сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанников.
Материальная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на обеспечение
физической и психологической безопасности. Для поддержания современной
инфраструктуры ДОУ необходимо повысить качество сервисного обслуживания
самого здания детского сада, территории к нему прилежащей.
Модель информатизации ДОУ предполагает использование информационной
среды детского сада для планирования образовательного процесса каждым
педагогом, обладающим профессиональной ИКТ - компетентностью.
Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать
на поддержку деятельности каждого педагога и специалиста: наличие свободного
доступа к различным методическим, информационным и консультационным
ресурсам.
Организационная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на создание
пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность
выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в
меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных
достижений педагогов, их личностного и профессионального роста.
4.5. Механизм реализации Программы Развития
 Механизмом реализации программы Развития ДОУ являются составляющие ее
проекты и программы.
 Научно-методическое и организационное сопровождение реализации проектов
программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации,
педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и
учреждений социального партнёрства.
 Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в
качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке
годовых планов.
 Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план
работы образовательной организации.
 Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно.
 Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих
психологической и практической готовности педагогического коллектива к
деятельности по реализации проектов.
4.6. Критерии оценки эффективности и реализации
Программы Развития ДОУ
 Согласованность основных направлений и приоритетов программы с
федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми
документами в области образования.
 Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
32

 Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
 Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
 Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и
качеством предоставляемых ДОУ услуг.
5. Основные направления Программы развития ДОУ
1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание
условий для успешной социализации и гражданского становления личности
воспитанников.
3. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление.
4. Совершенствование структуры управления ДОУ.
Задачи этапа

2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные

Примечание

I этап (подготовительный) январь 2021 г. – сентябрь 2021 г.
Цель: Подготовить ресурсы для реализации Программы Развития
Внесение изменений и
Заведующий
*
*
*
*
* ДОУ
дополнений в документы,
регламентирующие
деятельность ДОУ в связи с
изменяющимися условиями
Укрепление связей с
Заведующий
*
*
*
*
*
имеющимися ресурсными
ДОУ
партнерами и поиск новых
ресурсных партнеров
Заведующий ДОУ,
Поиск и внедрение методов
повышения мотивации к *
*
*
*
* старший
воспитатель,
личностному
и
председатель ПК
профессиональному росту
педагогов.
Создание материальноЗаведующий
технических и финансовых
*
*
*
*
* ДОУ, завхоз
условий для работы ДОУ.
Заведующий
Разработка дальнейших
перспектив развития
*
*
*
*
* ДОУ,
старший
системы взаимодействия с
воспитатель,
другими социальными
институтами
II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2025 г.
Цель: практическая реализация Программы Развития
Поддержание и укрепление
Заведующий
имеющихся
связей
с
ДОУ,
ресурсными партнерами
старший
33

Реализация мероприятий по
основным направлениям,
определённым Программой
Развития;
Обновление содержания и
форм деятельности для
родителей
Качественная разработка
программного обеспечения
*
воспитательно - образовательного процесса ДОУ
Организация методического
сопровождения педагогов по *
повышению профессионального уровня и качества
работы:

воспитатель
Заведующий ДОУ,
ст.воспитатель,
завхоз
Ст.воспитатель

*

*

*

*

*

*

*

*

- изучение, овладение и
создание базы современных
игровых технологий;
- разработка, апробация и
внедрение авторских игровых
технологий, проектов;
- формирование компетенций
педагогов для работы с
детьми с ОВЗ;
-создание условий для
обобщения и распространения
педагогами успешного
педагогического опыта;
- обеспечение качества
участия педагогов ДОУ в
конкурсах профессионального
мастерства

Создание условий для
качественной реализации
здоровьесберегающих
мероприятий :
- обновление спортивного
оборудования;
- приведение программнометодического обеспечения в
соответствие требованиям
ФГОС ДО;
- внедрение современных форм
осуществления физультурнооздоровительных мероприятий;
- включение родителей в
образовательный процесс;
- повышение квалификации

*

*

*

*

*

Заведующий ДОУ,
ст.воспитатель,
творческая гр.
Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель,
творческая
группа,
специалисты ДОУ

Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель,
педагоги ДОУ

34

воспитателя по физической
культуре;
- обеспечение информационной
открытости.

Расширение программного
содержания в вариативной
части ООП, формируемой
участниками
образовательных
отношений с учётом
потребностей детей и
родителей (законных
представителей)
Совершенствование
содержания и форм
взаимодействия детского сада
и семьи с учетом
индивидуальных
потребностей:

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель,
творческая
группа,
специалисты ДОУ

Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель

- привлечение родителей к
непосредственному участию
в управленииДОУ;
- участие родителей в оценке
качества реализации ООП, в
том числе вариативной
части;
- поиск и внедрение новых
форм и методов приобщения
родителей к
жизнедеятельности ДОУ, с
использованием современных
ИКТ.

Выполнение предписаний
органов контроля и надзора

Заведующий, завхоз

*

Укрепление имеющейся
материально технической
*
базы (приобретение нового
современного оборудования,
пособий, оргтехники и др.)

*
*

*
*

*
*

*
*

Заведующий
ДОУ,
завхоз

III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2025 г.
Цель:оценка качества реализованных мероприятий
Проведение проблемноориентированного анализа
состояния МТБ, обеспечивающего функционирование
ДОУ; реализацию ООП и
других образовательных
программ
Мониторинг психологопедагогических условий,
*

*

*

*

*

*

*

Заведующий
ДОУ, завхоз, ст.
воспитатель

Заведующий
ДОУ, старший
35

созданных в ДОУ для
качественной реализации
образовательных программ
Оценка уровня включенности педагогов родителей в
инновационную деятельность ДОУ
Опрос родителей на
предмет удовлетворенности
созданными условиями для
детей в ДОУ, качеством
деятельности
Оценка качества участия
педагогов в конкурсах профессионального мастерства, мероприятиях по распространению опыта педагогической деятельности
педагогов
Анализ результатов мониторинга индивидуального
развития воспитанников,
участия в творческих, интеллектуальных конкурсах
Проведение корректировки
мероприятий по реализации
Программы Развития в соответствии с результатами
мониторинга
Предоставление
аналитического материала
на педсовете ДОУ, общем
родительском собрании,
разместить на сайт ДОУ
Определение проблем для
разработки новой
Программы Развития

воспитатель

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель
Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель

*

Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель

*

Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель,
педагоги ДОУ

*

Заведующий
ДОУ, завхоз, ст.
воспитатель

*

Заведующий
ДОУ, старший
воспитатель

*

Заведующий
ДОУ, завхоз, ст.
воспитатель

5. Планируемый результат
В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые
придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно способность на
рынке образовательных услуг; созданные условия будут удовлетворять требования
ФГОС ДО, позволят оказывать качественные образовательные услуги с учётом
социального заказа государства и родительского сообщества ДОУ.
Система управления ДОУ будет соответствовать требованиям современности:
• Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система оценки
качества образования, как средство управления ДОУ.
36

• Локальные акты ДОУ будут соответствовать современной нормативно-правовой
документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций
• Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить качество
предоставляемых образовательных услуг.
• В ДОУ будет удовлетворен запрос родителей на дополнительные
образовательные услуги.
Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии с
требованиями времени и задачами деятельности коллектива.
Методическая служба ДОУ обеспечит сопровождение воспитательнообразовательного процесса, через качественную разработку и подбор учебнометодического
комплекта
программ
дошкольного
образования
(ООП,
индивидуальный образовательный маршрут, вариативные программы, как часть
формируемая участниками образовательных отношений). Кроме того, методическая
служба ДОУ будет способствовать:
• повышению профессионального уровня и качества работы в организации
воспитательно-образовательного процесса;
• освоению теории и применении на практике современных развивающих,
игровых технологий в работе с детьми и родителями;
• психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО.
Система работы с родителями претерпит качественные положительные
изменения:
• Родители будут включены непосредственно в воспитательно-образовательный
процесс, и будут являться субъектами деятельности
• В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные,
нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению
родительского сообщества в жизнедеятельность ДОУ.
 Взаимодействие с ресурсными партнерами
• расширять и укреплять связи ДОУ с партнерами;
• отношения будут строиться на договорной основе

37

7.Экспертный лист Программы Развития ДОУ
Описание критерия

имеется имеется не
не примечани
в полном
имеется я эксп-та
объёме

1. Паспорт Программы развития
Наличие основных составляющих, в том числе:
 наименования / темы Программы;
 оснований для разработки Программы развития
(ссылка на документы,
на основании которых
разработана Программа развития);
 сроков реализации Программы развития;
 система организации контроля реализации этапов
программы
2. Информационная справка об ОУ
Общие сведения об ОУ
3. Блок аналитического и прогностического обоснования Программы
3.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения
образовательных потребностей.
3.2. Анализ и оценка достижений, педагогического
опыта, конкурентных преимуществ ОУ за период,
предшествовавший нынешнему инновационному циклу
развития.
3.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния ОУ.
3.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в ОУ,
инновационных
возможностей
коллектива,
потенциальных точек роста.
4. Стратегия и тактика перехода (перевода) ОУ в новое состояние
4.1.
Основные
направления,
этапы,
задачи
осуществления инноваций и достигаемые рубежи
4.2. Конкретный план действий по реализации
Программы развития ОУ
4.3. Ожидаемые результаты реализации Программы
развития ОУ

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».